Балбашева Ульяна
Проблемы и риски взаимоотношений между учащимися в классе. Взгляд с точки зрения педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Отношения, складывающиеся между учениками в классе, неоднородны. Прежде всего, это отношения, обусловленные организационной структурой коллектива, распределением в нем общественных обязанностей. Эти отношения А. С. Макаренко называл отношениями «ответственной зависимости». Кроме того, между учащимися существуют связи, определяющиеся собственно личными отношениями. Они выражаются в симпатии детей друг к другу, тяготении, привязанности, или, наоборот, антипатии, неприязни и т д. Эти отношения, деловые и личные находятся в тесном взаимодействии друг с другом.
Публикация «Проблемы и риски взаимоотношений между учащимися в классе, Взгляд с точки зрения педагогики» размещена в разделах
Работы по психологии коллектива касаются в основном изучения ответственной зависимости. Это, прежде всего, исследования. А. Л. Шнирмана и соответствующие разделы в руководствах по детской и педагогической психологии (Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого и Н. С. Лукина). Здесь рассмотрены проблемы формирования детского коллектива, содержание его деятельности на разных этапах, основные черты, характеризующие коллектив, формирование отношений к коллективу и т. д.
Важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата. Психологический климат класса - это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слагается из устойчивых отношений группы к человеку, к делу, объединяющему членов класса, а также к событиям, происходящим в классе и за ее пределами.
Климат класса благоприятен, если отношения позитивны. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из отношений принимает свое негативное направление. Если руководителю не доверяют, если учащиеся неуважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат классы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого, в том числе и того, кто выбивается в лидеры.
Важным фактором благополучия психологического климата являются отношения учителя с группой воспитанников, что выражается в стиле руководства группой и стиле педагогического общения.
Различают авторитарный, демократический и либеральный стиль руководства классным коллективом. Самым лучшим вариантом в практике классного руководителя является разумное сочетание данных стилей. Стиль управления оказывает большое влияние на психологический климат в классе, на формирование межличностных отношений, на которых строится коллектив.
В классе, где классный руководитель применяет демократический стиль управления классом, учащиеся оценивают психологический климат класса словами «дружелюбие», «согласие», «теплота», «сотрудничество», «взаимоподдержка», «успешность» и т. д. Уровень благополучия взаимоотношений составляет 91%, нет «отверженных», мало «пренебрегаемых». Важно и то, что родители учащихся также оценивают стиль общения аналогично с учениками.
В классе, где классный руководитель применяет либеральный стиль общения, взаимоотношения в классе, в целом, благоприятные, но настораживает тот факт, что есть «отверженные», много «пренебрегаемых». Уровень благополучия взаимоотношений составляет только 40%. Ребята также отмечают в классе наличие «враждебности», «непродуктивности», «холодности», «несогласованности» и т. д.
Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.
Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.
Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного
из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива.
В подростковом возрасте в классах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что ребё нок как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.
Также существует и такое проявление конфликтных ситуаций в классе, как, например, буллинг. Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравные силы и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
словесной травли (оскорбления, злые шутки, насмешки и прочее);
распространения слухов и сплетен;
бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет. Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях, они же чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают деньги и портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов.
Есть три основные роли участников ситуации буллинга это жертва, преследователь, свидетель. Они в целом не жестко закреплены и могут меняться от ситуации к ситуации и от группы к группе. Однако исследователи часто говорят о том, что активное освоение ребенком одной из ролей обеспечивают его внутренние предпосылки. Участники буллинга обладают определенными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд сопряженных с ролями социальных рисков.
Таким образом, буллинг – это очень серьезная проблема с тяжелыми последствиями как для жертв издевательств, так и для самих хулиганов, и для молчаливых свидетелей эмоционального и физического насилия. Частично проблема буллинга и заключается в культуре безразличия и бездействия коллектива, унаследованной со старых времен, когда насмешки, травля, преследование и физическое насилие среди детей не считалось чем-то опасным. Учитывая многие трагические последствия для детей и взрослых, важно обозначить угрозы буллинга как для жизни и здоровья самих детей, так и для общества в целом. Профилактика буллинга и его ликвидация основывается на культуре открытости и готовности вмешаться. Взрослые должны проводить разъяснительную работу с детьми, призывая не оставаться терпимыми к любому проявлению насилия, которое возможно только с молчаливого согласия окружения хулиганов и жертв, оказывая детям поддержку. Запугивание в детстве имеет как острые негативные краткосрочные эффекты, так и серьезные отсроченные проявления. Крайне важно, чтобы школы и семьи работали вместе, выявляя случаи издевательств, оказывая помощь жертвам и искореняя их причины