Папки-передвижки

Проблемы и риски взаимоотношений между учащимися в классе. Взгляд с точки зрения педагогики

Балбашева Ульяна
Проблемы и риски взаимоотношений между учащимися в классе. Взгляд с точки зрения педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Отношения, складывающиеся между учениками в классе, неоднородны. Прежде всего, это отношения, обусловленные организационной структурой коллектива, распределением в нем общественных обязанностей. Эти отношения А. С. Макаренко называл отношениями «ответственной зависимости». Кроме того, между учащимися существуют связи, определяющиеся собственно личными отношениями. Они выражаются в симпатии детей друг к другу, тяготении, привязанности, или, наоборот, антипатии, неприязни и т д. Эти отношения, деловые и личные находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

Публикация «Проблемы и риски взаимоотношений между учащимися в классе, Взгляд с точки зрения педагогики» размещена в разделах

Работы по психологии коллектива касаются в основном изучения ответственной зависимости. Это, прежде всего, исследования. А. Л. Шнирмана и соответствующие разделы в руководствах по детской и педагогической психологии (Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого и Н. С. Лукина). Здесь рассмотрены проблемы формирования детского коллектива, содержание его деятельности на разных этапах, основные черты, характеризующие коллектив, формирование отношений к коллективу и т. д.

Важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата. Психологический климат класса - это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слагается из устойчивых отношений группы к человеку, к делу, объединяющему членов класса, а также к событиям, происходящим в классе и за ее пределами.

Климат класса благоприятен, если отношения позитивны. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из отношений принимает свое негативное направление. Если руководителю не доверяют, если учащиеся неуважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат классы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого, в том числе и того, кто выбивается в лидеры.

Важным фактором благополучия психологического климата являются отношения учителя с группой воспитанников, что выражается в стиле руководства группой и стиле педагогического общения.

Различают авторитарный, демократический и либеральный стиль руководства классным коллективом. Самым лучшим вариантом в практике классного руководителя является разумное сочетание данных стилей. Стиль управления оказывает большое влияние на психологический климат в классе, на формирование межличностных отношений, на которых строится коллектив.

В классе, где классный руководитель применяет демократический стиль управления классом, учащиеся оценивают психологический климат класса словами «дружелюбие», «согласие», «теплота», «сотрудничество», «взаимоподдержка», «успешность» и т. д. Уровень благополучия взаимоотношений составляет 91%, нет «отверженных», мало «пренебрегаемых». Важно и то, что родители учащихся также оценивают стиль общения аналогично с учениками.

В классе, где классный руководитель применяет либеральный стиль общения, взаимоотношения в классе, в целом, благоприятные, но настораживает тот факт, что есть «отверженные», много «пренебрегаемых». Уровень благополучия взаимоотношений составляет только 40%. Ребята также отмечают в классе наличие «враждебности», «непродуктивности», «холодности», «несогласованности» и т. д.

Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.

Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.

Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного

из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива.

В подростковом возрасте в классах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что ребё нок как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.

Также существует и такое проявление конфликтных ситуаций в классе, как, например, буллинг. Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравные силы и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

словесной травли (оскорбления, злые шутки, насмешки и прочее);

распространения слухов и сплетен;

бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет. Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях, они же чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают деньги и портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов.

Есть три основные роли участников ситуации буллинга это жертва, преследователь, свидетель. Они в целом не жестко закреплены и могут меняться от ситуации к ситуации и от группы к группе. Однако исследователи часто говорят о том, что активное освоение ребенком одной из ролей обеспечивают его внутренние предпосылки. Участники буллинга обладают определенными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд сопряженных с ролями социальных рисков.

Таким образом, буллинг – это очень серьезная проблема с тяжелыми последствиями как для жертв издевательств, так и для самих хулиганов, и для молчаливых свидетелей эмоционального и физического насилия. Частично проблема буллинга и заключается в культуре безразличия и бездействия коллектива, унаследованной со старых времен, когда насмешки, травля, преследование и физическое насилие среди детей не считалось чем-то опасным. Учитывая многие трагические последствия для детей и взрослых, важно обозначить угрозы буллинга как для жизни и здоровья самих детей, так и для общества в целом. Профилактика буллинга и его ликвидация основывается на культуре открытости и готовности вмешаться. Взрослые должны проводить разъяснительную работу с детьми, призывая не оставаться терпимыми к любому проявлению насилия, которое возможно только с молчаливого согласия окружения хулиганов и жертв, оказывая детям поддержку. Запугивание в детстве имеет как острые негативные краткосрочные эффекты, так и серьезные отсроченные проявления. Крайне важно, чтобы школы и семьи работали вместе, выявляя случаи издевательств, оказывая помощь жертвам и искореняя их причины

Публикации по теме:

Интегрированный урок в форме самостоятельной работы «Знаки препинания между однородными членами предложения» в 8 классе Тема урока: «Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения». Цель урока: Деятельностная:.

Дидактическая игра «Найти точки божьей коровки»Дидактическая игра «Найти точки божьей коровки» Конспект проведения дидактической игры «Найти точки божьей коровки» Воспитатель: Еременко Елена Сергеевна (игра своими руками) Цель:.

Фотоотчет «Точки и линии. Путешествие в страну Графики»Фотоотчет «Точки и линии. Путешествие в страну Графики» Фото отчет Путешествие в страну "Графики" (точки и линии) Уважаемые друзья и коллеги! Хочу поделиться с Вами своей работой с детьми "рисование.

Консультация для родителей детей подготовительной группы по теме «Интернет: риски и угрозы». Сейчас такое время, когда даже очень маленькие дети знакомы с интернетом. Что и говорить о более старших ребятах. Эта консультация посвящена.

Математическая игра «Точки» для детей подготовительной группыМатематическая игра «Точки» для детей подготовительной группы Возраст: 6-8 лет. Количество игроков: 2-3 игрока. Задачи: упражнять детей в счете в пределах 6. Закрепить умение отсчитывать соответствующее.

Мой взгляд на «Царскосельскую вечерину»Мой взгляд на «Царскосельскую вечерину» В предыдущей публикации я обещела рассказать вам, коллеги, что было дальше после экскурсии. А дальше мы все отправились на "Царскосельскую.

От точки до пейзажа (мастер-класс)От точки до пейзажа (мастер-класс) Ребенок от природы творец, все дети видят окружающий мир по – своему. Поэтому нам, педагогам, необходимо уделять как можно больше внимание.

Создание видовой точки экологической тропы «Пасека» на участкеСоздание видовой точки экологической тропы «Пасека» на участке Важными качествами ребенка детского сада являются любознательность и познавательная активность. Дети интересуются всем новым, неизведанным.

Стихи «Профессии 7» для детей в возрасте от 4–12 лет. Направлены на освещение полезных сторон профессии с точки зрения детей В данной публикации даётся описание трёх профессий: "Электрик из ЖЕКа" "Водолаза" "Дрессировщик" события описываются от лица ребёнка, с.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы и риски взаимоотношений между учащимися в классе. Взгляд с точки зрения педагогики
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 17:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы и риски взаимоотношений между учащимися в классе. Взгляд с точки зрения педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Балбашева Ульяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД