Зинаида Петракова
Проблемы формирования познавательных способностей детей по математике.
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
«Проблемы формирования познавательных способностей детей по математике.»
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в школьные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Многолетняя педагогическая работа показала, что существующая методика проведения занятий не всегда приводит к успеху. Детям дается много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высиживать положенное время и, как результат, недостаточное осознание изучаемого. В настоящее время в связи с совершенствованием воспитания и обучения детей осуществляется поиск новых методов, средств обучения, причем таких, которые способствовали бы выявлению потенциальных возможностей каждого ребенка. Мы не исключаем использования традиционных методов, но убеждаемся, что эффективность развития математических представлений возможна при сочетании известного с новым, а именно занимательной математикой, развивающими логико-математическими играми и упражнениями. Опыт показывает, что использование занимательной математики позволяет упражнять не только память, но и мыслительные процессы. Логико- математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: "Ум без догадки гроша не стоит". Основой занятий мы стараемся сделать игры. По мнению психолога А. И. Лука "Игры с их свободным полётом фантазии и в тоже время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления". Занятия с использованием творческих заданий, игр или игровых ситуаций являются эффективным средством воспитания и обучения. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания и действия. Детям интересно, занятие проходит для них незаметно. И ещё одна важная сторона этих занятий - художественное воспитание детей. Только тогда, когда ребенку интересно на занятии у него появляются прочные знания, умения и навыки. На таких занятиях каждому удается почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. Естественно, от воспитателя требуется большая подготовка к таким занятиям, но радость и интерес детей являются наградой за это. Мы постоянно совершенствуем формы проведения занятий, внося в них новое в зависимости от цели и задач. Занятия построены на сложных и литературных сказках - "Колобок", "Гуси - лебеди", "Заюшкина избушка" и на сюжетах повседневной жизни детей "В зоопарке", "В лесу", "День рождения", "На огороде" и другие. Становясь участником разыгрываемых событий, дети с разным уровнем игровой и учебной деятельности активно включаются в занятие и способны конце длительное время. Следует отметить воспитательные, познавательные и развивающие возможности этих сюжетных занятий. Например, усваивая необходимые для последующего обучения математике пространственные представления (термины "вправо - влево", "вблизи - вдали" и т. д., дети закрепляют правила дорожного движения, устраивая счет, закрепляя числа первого десятка, знакомятся с правилами поведения, обычаями - поздравлять с праздником, помогать в труде ближним, уважительно и вежливо обращаться с окружающими людьми и т. д, Включения в сюжетные занятия заданий типа "Что изменилось", "Уберем лишний предмет", "Что нужно сделать, чтобы. ?" способствуют развитию произвольности психических процессов у детей, необходимой для успешности дальнейшего обучения. Воспроизведение детьми текста известной сказки, рассказывание по картине, описание бытовых ситуаций, дают дополнительную возможность развивать речь и мышление детей. Кроме этого сюжетные занятия позволяют, на мой взгляд, по-новому взглянуть на мир сказок - прекрасный мир народного творчества, от соприкосновения с которым дети становятся богаче, добрее, благороднее. Нигде так ребенок не может выразить своих чувств, настроений, переживаний, как в рисунке. Дети рисуют на многих занятиях, а так же на математике. Рисунки помогают понять как дети усвоили то, что видели и слышали на занятии.
Публикация «Проблемы формирования познавательных способностей детей по математике,» размещена в разделах
На занятиях по математике мы также используем нетрадиционную форму организации детей. Все занятия строятся в виде практических зада-ний. На ряду с традиционными объяснениями, дети больше работают самостоятельно, сравнивают, доказывают, делают выводы. Чтобы эти задания выполнялись продуктивно, детей распределяют на подгруппы. Важным моментом является подбор состава каждой подгруппы. В каждой группе детей есть слабые и сильные. Изменилась и форма организации детей на занятиях - ведущими стали групповые и парные. Мы не исключаем и традиционную коллективную форму работы.
Теперь дети с удовольствием ждут занятий, с нетерпением спрашивая: "А что мы сегодня будем делать?", "Во что будем играть?" Ведь в каждом занятии они главные участники. Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Дети, увлеченные привлекательным замыслом, как бы не замечают того, что они обучаются, хотя при этом то и дело сталкиваются с затруднительностью, которая требует перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Из проделанной работы видно, что у детей появился интерес к занятиям и математике. Дети проявляют высокую познавательную активность, задают разнообразные вопросы, Основы знании, полученные в детском саду, помогут детям пои изучении математики в первом классе.