МААМ-картинки

Проблемы адаптации дошкольников

юлия
Проблемы адаптации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема адаптации детей к детскому саду становится весьма актуальной ближе к осени. А для кого-то она не теряет актуальности на протяжении всего дошкольного детства ребёнка.

Многие молодые семьи уже в этом процессе сейчас - под окнами садик и уже первые грустные прощания с мамой по утрам слышны всей округе.

Кому-то повезёт и за месяц -полтора ваш малыш привыкнет к садику, будет спокойно расставаться с вами.

Публикация «Проблемы адаптации дошкольников» размещена в разделах

Но далеко не всем малышам это просто, а есть "несадовские дети", с этим тоже приходится считаться. Кстати, термин не мой, наш детский психиатр, с которым в паре работаю уже несколько десятилетия, так говорит, и в этом случае, куда спокойнее будет оставить малыша дома с мамой или бабушкой по крайней мере пока он не повзрослеет.

Для начала разберёмся с типами адаптации у детей раннего возраста :

Лёгкая адаптация к саду, как правило, проходит за 3 — 4 недели.

Признаки того, что ребенок адаптировался :

-он без слёз и истерик заходит и остаётся в группе, легко прощается и встречает родителей ;

-отзывается на имя, при обращении глядит в глаза педагогам; способен озвучить свою просьбу о помощи и желании ;

-часто первым идёт на контакт с ровесниками, играет рядом с игрушками, общается по поводу игровых действий ;

-способен занять себя игрой, рассматриваем книг на короткий промежуток времени;

-с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок жизни сада - кушает, спит, активен на прогулках, в группе и на занятиях;

-адекватно реагирует на просьбы указания, одобрительные или неодобрительные реплики воспитателя;

-рассказывает или показывает в игре дома родителям, как проходил его день, занятия в саду.

В целом поведение ребёнка остаётся неизменным, он весел, активен, интересуется новым, развивается в своём темпе согласно общим нормативам развития.

Затрудненная адаптация /средней тяжести длится от полутора месяцев до трех.

При этом ребёнок почти всегда не хочет расставаться с вами, плачет, грустит за ранее, начинает болеть, демонстрирует выраженные негативные реакции на сад, однако ещё рано говорить о его дезадаптации и неспособности влиться в детский коллектив.

Признаки такой затруднённой адаптации :

-с трудом расстаётся с мамой, плачет после разлуки;

-при попытке отвлечь только ненадолго забывает о расставании, не включается в игру, ждёт у кабинки или окна родителей ;

-мало общается со сверстниками и воспитателем, не играет, не выполняет простые просьбы и указания взрослых ;

-с трудом придерживается правил и распорядка жизни сада, плохо очень избирательно кушает, не спит в садике;

-бурно или не адекватно реагирует на замечания, обижается, плачет;

-становится зачинщиком конфликтных ситуаций с другими детьми, ломает игрушки.

Ребёнку трудно, нервная система испытывает большие перегрузки и в зависимости от типа ВНД кто-то становится тревожным, вялым, плаксивым, а кто-то раздражительным, агрессивным, бурной истерик ой, про тестами реагирует на малейшие сбои режима, просьбы или запреты взрослых.

В это время дети могут плохо засыпать даже дома, просыпаться ночью, искать родителей - так проявляется дисбаланс процессов возбуждения и торможения. Конечно же, все эти признаки затруднённой адаптации уже требуют помощи специалиста и лучше бы не тянуть, надеясь, что "само пройдёт". Мама, её подруги, даже многодетные, так же как и бабушка, дед, соседка по площадке не специалисты и оценить тяжесть ситуации не могут. Здесь нужен психолог и не просто лишь бы был, а именно детский психолог, возможно и психотерапевт с образованием и профилем специализации по работе с дошкольниками.

Такой тип адаптации может затянуться, осложниться психосоматикой, поведенческими нарушениями, привести к задержке психического развития и тогда.

Тяжёлая адаптация / дезадаптация у детей.

Продолжительность трудностей привыкания к саду может составлять от 3 месяцев до нескольких лет. Тут уже от вас и вашей ситуации зависит, сколько вы будете проводить такие испытания. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения, это типичные "несадовские дети". Детей с дезадаптацией, затянувшемися сложностями адаптационного процесса легко можно обнаружить в детском коллективе.

Есть такие дети и в частных и в муниципальных садах, формат сада особо не имеет значения. А вот насколько терпеливы, добры и заботливы педагоги, понимают и учитывают особенности ребёнка и просто любят детей свою работу - это очень важно.

Некоторые из таких детей с признаками дезадаптации будет очень ярко проявлять агрессию и активный протест, разрушительность при посещении сада, в последствии эти, безусловно, сильные личности, склонны к фиксации негативных поведенческих реакциях, что в подростковом возрасте реально перерастут в серьёзные поведенческие нарушения, конфликтность, асоциальное поведение и пр.

Дети со слабым типом нервной системы, а возрастная слабость н/с у дошкольников типична, на дезадаптация реагируют регрессом в развитии, уходят в себя, демонстрируют полную отстранённость от происходящего, на указания взрослого типичны реакции охранительного торможения по типу "впал в ступор", не слышу, не понимаю, что говорят. Такой тип дезадаптации может стать причиной задержки психического развития по психогенному типу. Наблюдала такое и не один раз, к сожалению, описывала в своих монографиях по дизонтогенезу.

Признаки тяжелой адаптации :

-выраженное нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

-слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени, практически всегда;

-отказ заходить из раздевалки в игровое помещение, ребёнок может часами сидеть у кабинки и громко плачет, когда его пытаются увести в группу;

-нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку - все вызывает протест, слезы;

-агрессивность либо замкнутость, апатия. Кстати, детская депрессия существует, если вы не в курсе и это её ппрявления;

-неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы, испуг, реакции ступора,

- выраженный регрессии в развитии, возвращение на более ранним стадии, задержки психического развития.

Следом идут частые болезни ребенка, когда болезнь желаемая, ребёнок, как бы, хочет заболеть, ведь это означает остаться дома, где хорошо и спокойно. Так формируется вторичная выгода от психосоматических заболеваний. И это уже другая история, часто на всю жизнь.

Всё чаще сейчас звучат призывы открыть ясельные группы для грудничков, есть пилотные проекты в разных городах, где с 2-4 месяцев мам "освобождают" от личной круглосуточной заботы о ребенке. А есть и те, кто искренне верит, что это удобно и хорошо.

Психотерапия помогает изменить ситуацию к лучшему, сопровождаю процесс адаптации к саду и обучаю профилактическим методам помощи детям по типу монолог матери, помогая вам и вашему ребёнку. Материнский монолог - это особая практика, где родитель на время становится психотерапевтом своему ребёнку существенно облегчает адаптацию. Маме куда легче даётся расставание с ребёнком, когда она начинает работать с таким ежевечерним монологом, уходит тревога, появляется уверенность и позитивные мысли, что само по себе помогает адаптации малыша.

Позаботьтесь о себе и ребёнке, подготовив его к новой, отдельной от вас жизни за ранее. Берегите себя и вашего ребёнка.

Публикации по теме:

Игровой сеанс для младших дошкольников в период адаптации «Встреча на зимней дороге»Игровой сеанс для младших дошкольников в период адаптации «Встреча на зимней дороге» Это одно из пятнадцати занятий, которые провожу для оказания помощи в адаптации детей к условиям дошкольной группы. В этом году - совместно.

Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без телевизора» В современном мире трудно представить семью без телевизора. Это устройство присутствует в каждом доме без исключения, причём в некоторых.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения»Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы адаптации дошкольников
Опубликовано: 17 сентября 2024 в 07:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы адаптации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем юлия (УИ 1473192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД