Ирина Трифонова
Проблема реализации технологии сохранения и стимулирования здоровья детей 2–3 лет в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в связи с обострением валеологических проблем во всем мире ученые интенсивно ищут новые пути повышения уровня здоровья детей. Все больше внимания на реализацию здоровьесберегающих технологий, которые различаются целями, задачами, содержанием культуры воспитания здоровья, в частности предназначенных для детей дошкольного возраста, особенно набором форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, определяемых на основе сложившейся к настоящему времени совокупности психолого-педагогических установок.
Публикация «Проблема реализации технологии сохранения и стимулирования здоровья детей 2–3 лет в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
На данную ситуацию обращается наше внимание законом РФ «Об образовании», в котором декларируются положения о ценности жизни и здоровья человека, о формировании общей культуры и полноценном развитии человека, а также о сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста [Федеральный закон].
Однако специалисты замечают, что в настоящее время образование в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников не входит в общую систему образования как стратегия и ограничивается лишь привитием гигиенических навыков. Е. Б. Родионова считает, что «…одним из эффективных путей формирования основ здорового образа жизни дошкольников является работа по воспитанию ответственности за свое здоровье, мотивации к обучению основам здоровьесбережения» [11, с. 4].
Как видно, назрело противоречие между потребностью в сохранении и стимулировании здоровья дошкольников (особенно в период 2 – 3 лет) как приоритетным направлением образования, реальным уровнем их здоровья и недостаточной компетентностью родителей, педагогов в сфере культуры здоровья, множественностью подходов к определению педагогической технологии, недостаточностью путей реализации этой технологии.
Рассматривая пути решения проблемы реализации технологии сохранения и стимулирования здоровья применительно к детям 2 – 3 летнего возраста, мы согласны с мнением Б. Т. Лихачева, обозначившего высокую чувствительность детей этого возраста к движениям и формирование в это время у них приспособительных механизмов к реальным условиям жизни.
Здесь возникает необходимость продумывания обеспечивающих реализацию технологии сохранения и стимулирования здоровья применительно к детям 2 – 3 летнего возраста таких условий, как:
– рациональная организация режима дня детей 2 – 3 лет;
– максимально допустимый (в соответствии с санитарными и эпидемиологическими правилами и нормами) объём образовательной нагрузки;
– благоприятные условия жизнедеятельности детей 2 – 3 лет;
– комфортность для двигательных, эмоциональных и психологических разгрузок в режиме дня;
– гуманный стиль общения всех взрослых с детьми;
– эмоционально благоприятный микроклимат гармоничного взаимодействия с семьями воспитанников [8].
Здесь нельзя не заметить, что между семьей и детсадом нет однозначного понимания культуры здоровья, воспитательная позиция родителей и педагогов зачастую различна [11].
Зачастую родители не обращают внимания на причины, ухудшающие здоровье детей (особенно в период их активного роста) : недостаточную двигательную активность, отсутствие тренировки систем кровообращения и дыхания, на соответствующий их возрасту комплекс оздоровительной физической культуры [Е. Н. Казакова, 2014, Т. В. Ахутина, 2000; Г. В. Ильина, 2015 и др. ].
Движения являются важным компонентом любого вида детской деятельности. Инструкторы дошкольных образовательных организаций в процессе занятий постоянно выявляют детей, которые быстрее и легче других добиваются спортивных успехов, но при этом важно видеть и всех других детей.
Так, в исследованиях Г. Н. Голубевой было установлено, что все дети по объему двигательной активности достаточно легко распределяются на три группы [4].
Обозначим особенности детей по соотношению уровня двигательной активности и ее объема (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение двигательной активности детей с ее объемом
Уровень двигательной активности детей Объем самостоятельной активности Объем организованной активности
Высокий Значительный Небольшой
Средний Снижается Увеличивается
Низкий
(малоподвижные дети) Незначительный Играет большую роль
Реализация рассматриваемой технологии непосредственно связана и с изучением двигательных особенностей детей и организационно-педагогических условий сохранения и стимулирования их организованной и самостоятельной двигательной активности.
В целом здоровье детей определяется многими факторами (индивидуальными особенностями физического здоровья, условиями жизни конкретной семьи, санитарной грамотностью и гигиенической культурой населения).
Совместная деятельность специалистов дошкольного образования с родителями – необходимое условие успешности всей деятельности по формированию здоровых детей. К сожалению, многие родители собственных детей признают здоровыми только в одном случае, если у них нет какого-либо заболевания, а в качестве средств оздоровления – лишь лечебные и закаливающие мероприятия.
Осуществление межличностного взаимодействия с родителями дошкольными организациями проходит эффективнее, если оно обеспечивается психологически, а именно: родителям постоянно оказывается внимание, проявляется терпение, все вопросы решаются деловито и неторопливо. Родителей необходимо знакомить с содержанием технологии и вовлекать в деятельность по сохранению и стимуляции здоровья собственных детей в условиях семейного воспитания [В. И. Анферова, 2012; Г. В. Ильина, 2015; Г. Н. Голубева, 2012; Е. Ф. Желобкович, 2012; Г. В. Александрова, В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, 2011 и др. ].
Рассмотрим содержание оптимальных технологий сохранения и стимуляции здоровья детей 2-3 лет, реализуемых в условиях дошкольной образовательной организации и семье.
Таблица 2
Технология сохранения и стимулирования здоровья детей 2-3 лет
Название технологии Краткая характеристика Особенности технологии
Утренняя гимнастика У детей во время утренней гимнастики выравнивается эмоциональное состояние, формируются ритмические навыки и умения. Проводится 5-6 минут до завтрака в игровой форме и с музыкальным сопровождением, с открытыми форточками.
Ритмопластика. Во время занятий ритмопластикой у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, обращается внимание на художественную ценность, Формируется правильная осанка. Определяется величина физической нагрузки, её соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Самомассаж Улучшает кровообращение, нормализует работу внутренних органов, улучшает осанку, способствует физическому укреплению и оздоровлению психики. Выполняется ежедневно самими детьми в игровой форме в течение 2-3 минут как занятие или во время динамической паузы на занятиях
Динамические паузы
(физкультминутки) Включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия. Динамические паузы проводятся во время занятий, по 2-3 минут и по мере утомляемости детей.
Релаксация Используется спокойная классическая музыка, звуки природы и упражнения для расслабления определенных частей тела и всего организма (с элементами игры). Релаксация необходима для сохранения психического здоровья детей
Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится ежедневно и в любое удобное время, индивидуально или с подгруппой детей.
Продолжение таблицы 2
Гимнастика для глаз Гимнастика для глаз способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
Во время её проведения используется наглядный материал.
Бодрящая гимнастика Цели бодрящей гимнастики:
– формирование валеологической компетентности у дошкольника для самостоятельного и эффективного решения задач здорового образа жизни и безопасного поведения, осознанного отношения к своему здоровью и жизни человека, накопления знаний о здоровье;
– развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять здоровье. Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5 – 10 минут.
В её комплекс входят упражнения:
– на кроватках на пробуждение,
– на коррекцию плоскостопия,
– воспитания правильной осанки,
– обширное умывание.
Представим, как может быть реализована технология сохранения и стимуляции здоровья детей и ее составные компоненты, предлагающиеся для применения в течение одного дня в дошкольной организации со всеми участниками педагогического процесса (дети, педагоги, родители и (или) законные представители) (табл. 3).
Таблица 3
Реализация технологии сохранения и стимуляции здоровья (на примере одного дня)
Утро 1. До занятий
внимание уделяется каждому ребенку.
Важно создать радостное настроение и вызвать желание заняться интересной двигательной деятельностью. 1. Для занятий можно использовать (выборочно) :
– дорожки для повышения двигательной активности;
– точечный массаж и дыхательная гимнастика;
– пальчиковые игры;
– зарядку;
–во время занятий физкультминутки;
– между занятиями динамические паузы.
2. Во время прогулки:
– провести индивидуальную работу;
– организовать совместную двигательную деятельность (одну подвижную игру со всей группой и с 2 – 3 подгруппами детей);
– провести упражнения, подготовительные для новых основных движений; – поиграть в несложные игры для закрепления двигательных навыков;
– организовать сюжетные подвижные игры для автоматизации основных движений; спортивные игры и упражнения (катание на санках, лыжах, велосипеде, скольжение и т. д.).
После дневного
сна Создать положительное эмоциональное настроение и организовать активный отдых детей.
Для этого можно использовать:
– гимнастику;
– закаливание;
– полоскание горла;
– оздоровительных упражнения для горла;
– самомассаж;
– различные тренажеры;
– спортивные праздники и развлечения.
Вечер Обеспечить условия для малоподвижных игр, дыхательных упражнений, игр со спортивным инвентарем. Использовать это время для деятельности специалистов с семьей по организации совместной двигательной активности родителей и детей;
привлечь родителей к физкультурно-оздоровительным мероприятиям детсада.
Таким образом, пути решения обозначенной проблемы видим в повышении культуры здорового образа жизни педагогов и родителей, изучении и распространении положительного влияния современных технологий физкультурно-оздоровительной направленности в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с использованием новых форм работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анферова, В. И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3 – 4 лет / В. И. Анферова. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – С. 18 – 21.
2. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения, индивидуальный подход / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. – 2000. – № 2. – С. 21 – 28.
3. Гайдадина, И. И. Повышение уровня физической культуры детей 5 – 6 лег на основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис. … кандидата педагогических наук. / И. И. Гайдадина. Краснодар, 2010. – 23 с.
4. Голубева, Г. Н. Педагогическая система формирования активного двигательного режима ребенка до 6-ти лет средствами физического воспитания / Г. Н. Голубева. – LAMBERT Academic Publishing (IISBN 978-3-8473-7710-8). – 2012. – 156 с.
5. Гунн, Г. М., Современные технологии проблемы охраны здоровья. [Текст] : учебное пособие/ Г. М. Гунн. – СПб. – 2000. – 192с.
6. Желобкович, Е. Ф. Физкультурные занятия в детском саду. 2-я младшая группа. / Е. Ф. Желобкович. – М. : 2012. – С. 28 – 30.
7. Ильина, Г. В. Теории и технологии физического воспитания и развития детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие – М. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. – 191 с.
8. Казакова, Е. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации / Е. Н. Казакова: автореферат дисс. … кандидата педагогических наук. – М., 2014.
9. Лободин, В. Т. В стране здоровья. [Текст] : программа эколого-биологического воспитания дошкольников / В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
10. Параничева, Т. М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. М. Параничева, Е. В. Тюрина // Новые исследования. – М., 2012. – С. 68 – 78.
11. Родионова, Е. Б. Социально-культурные условия формирования основ здорового образа жизни дошкольников средствами игровых технологий / Е. Б. Родионова: автореферат дисс. … кандидата педагогических. – Тамбов, 2015. – 29 c.
12. Савинова, С. В. Как воспитать здорового ребенка / С. В. Савинова // Воспитатель ДОУ, 2011. – № 3. – С. 7.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
14. Хусаенова, Г. М. Роль управления дошкольного образования в охране и укреплении здоровья детей / Г. М. Хусаенова // Современный детский сад. – 2010. – № 3. – С. 28.