Ольга Фёдорова
Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. [1]
Публикация «Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук - педагогики, медицины, психологии, социологии. Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников, таких как: Н. М. Аксарина, О. Г. Заводчикова, Т. Н. Доронова и др. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма к условиям существования в группе.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен - существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства - никакая семья, никакие няни-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад. На наш взгляд, проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада, является самой важной и актуальной. Это состояние было описано ещё в 1848 году как болезнь «тоска по дому» - так называли тогда адаптацию.
Главным условием благоприятной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, является создание эмоционально положительной атмосферы в группе.
Из опыта нашего детского сада видно, что одни дети заходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое отличие в поведении детей? Причины могут быть самые разные: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама – ребенок, бабушка – ребенок, ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения. [2]
Мы наблюдаем, что когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Малыши, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее. Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как сам собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться. Для того, чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей по поводу адаптации к детскому саду. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. [3] Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам и возможностям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев нашей консультативной практики - дети далеко не всегда обладают необходимыми навыками коммуникации.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, а также уровень тревожности и личностные особенности самого малыша и его родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. [4] Для профилактики подобных реакций в нашем саду создана организация медико - психолого-педагогическое сопровождение детей в период их подготовки и адаптации к данному учреждению. В этой работе выделяются следующие направления: подготовка детей к поступлению в ДС и прогнозирование адаптации к нему; организация жизнедеятельности детей в период адаптации; контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.
Психологическая готовность ребенка к детскому саду - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Как определено научными исследованиями, самый оптимальный возраст для адаптации в ДС – 6 месяцев, пока у ребенка еще не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации – это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.
Основными критериями адаптации ребенка к условиям детского сада являются : поведенческие реакции; уровень нервно – психического развития; заболеваемость и течение болезни; главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес). [5]
Психологи различают следующие степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду : лёгкая адаптация, средняя и тяжёлая адаптации.
Для того, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, мы: 1. Работаем с родителями до поступления ребенка в сад: экскурсия родителей с ребёнком по детскому саду; Индивидуальные консультации психолога с родителями на тему: «Поступаем в детский сад!», в ходе которой им предлагается заполнить анкету, где они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребёнка преимущественно в домашних условиях. Они получают памятные буклеты: «Ваш ребёнок поступает в детский сад».
2. Создаём все условия для эмоционально благоприятной атмосферы в группе, когда у ребенка складывается ощущение непрерывной связи между жизнью в детском саду и дома (доброжелательное отношение воспитателя к детям; специально оформленная игровая комната в гармонично-спокойных тонах; множество различных игрушек, развивающих игр; и. т. д.).
3. Занимаемся организацией игровой деятельности в адаптационный период, которая направлена на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
Особое место в профилактике дезадаптации занимает работа психологической службы. Знакомясь с детьми, психолог организовывает цикл игровых занятий, направленных на профилактику дезадаптации, например: «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» - с целью установления с ним контакта; «Вместе с кошкой и собакой», на снятие психоэмоционального напряжения. Используя элементы метода напряженной фантазии или визуализации, мы организовываем сюжетную игру («Гуляем в парке, бегаем по лужайке… плаваем в речке, играем с водой, брызгаемся…. лежим на песке – загораем…»).
Так же в групповых занятиях мы используем техники художественной экспрессии, техники с использованием кукол и других игрушек, различные игровые техники.
Адаптационный период считается законченным, если: ребенок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.
Таким образом, анализируя итоги нашей работы мы видим, что адаптация детей к условиям детского сада в большинстве случаев проходит в лёгкой форме.
Литература.
1. О. Г. Заводчикова. Адаптация ребёнка в детском саду. М., 2007 с. 5
2. Т. Н. Доронова. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2001 с. 13
3. Еженедельная газета для педагогов – психологов. Школьный психолог. 2004 г. с. 30
4. Ежеквартальный научно- практический журнал: психолог в детском саду. Москва-Обнинск, 2007 г. с 47
5. Галина Монина, Елена Лютова. Проблемы маленького ребенка. Санкт-Петербург, 2002 г. с. 13