Ольга Рязанова
Приёмы ориентировки на клеточной бумаге как часть работы по формированию зрительно-моторной координации
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Рязанова О. Н. учитель-дефектолог ГБДОУ № 6 Московского р-на Г. Санкт-Петербург.
Ориентировка на клеточной бумаге является завершающим этапом формирования ориентировки на плоскости листа и развития зрительно-моторной координации, такой необходимой для успешного обучения в школе.
Проведённая предварительная работа включала в себя несколько этапов: Это пальчиковый массаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с оречевлением.
Публикация «Приёмы ориентировки на клеточной бумаге как часть работы по формированию зрительно-моторной координации» размещена в разделах
Формирование умения ориентироваться на своём теле, а также на своём рабочем месте.
Умение ориентироваться на альбомном листе (центр листа, название сторон листа, название углов листа).
После успешной предварительной подготовки можно приступать к завершающему этапу формирования зрительно-моторной координации. Это формирование ориентировки на клеточной бумаге. Обычно эта работа проводится в старших, подготовительных к школе группах детского сада. Предлагаю приёмы ориентировки на клеточной бумаги в той последовательности, которая прошла многолетнюю апробацию на моих занятиях.
Работа по формированию зрительно-моторной координации способствует развитию всех психических процессов ребёнка и готовит его к успешному обучению в школе.
Необходимость формирования у детей умения выполнять графические задания обуславливается часто встречающимися проблемами в развитии детей:
Неправильной постановки руки при письме
Неумении контролировать глазами движения руки
Затруднённой ориентиривки на листе бумаги, в том числе и клеточной
Несорозмерность при написании букв и цифр и их эллиментов, как в ширину тат и в длину, а также удержании строчки и правильного наклона
Несформированностью мышечной и зрительной памяти
Для приодоления вышеперечисленных трудностей выработана система по формированию зрительно-моторной координации, которая влючает в себя большой ряд приёмов.
Важно соблюдать последовательность этих приёмов и соразмиряться с возростом, а также с физическими и психологическими особенностями ребёнка. Так выполнению графических заданий предшевствует длительная и крапотливая работа по формированию : мелкой моторики, слуховому и зрительному вниманию, ориентировки на листе бумаги.
Выполнение графических заданий на клеточной бумаги является завершающим этапом в формировании зрительно-моторной координации дошкольника. Для успешного выполнения графических заданий необходимо соблюдать определё нные правила:
1. Тетрадь, в которой работает ребёнок, должна иметь ярко белые страницы с чёткими крупными клетками.
2. Ребёнок должен писать только карандашом обязательно мягким и тёмным.
3. Перед ребёнком должен стоять на небольшой подставке бланк-образец.
4. Занятие должно проходить в игровой форме.
5. Необходимо сказать ребёнку, что у него должно получиться.
6. Первые рисунки должны быть простыми по конфигурации.
7. Педагог должен проводить диктант четким, ровным голосом.
8. Для поддержания интереса у детей можно дать возможность ребёнку проявить фантазию например можно дорисовать получившуюся фигуру (глазки, усы, улыбку) и раскрасить.
9. Педагогу необходимо рассмотреть и похвалить каждую работу.
Очень важен начальный этап работы, от которого будет зависеть успех:
1. Необходимо поставить на странице точку, от которой ребёнок будет двигаться.
2. Можно на странице поставить буквы П и Л, что для ориентировки ребёнка.
Графические диктанты не только сформируют зрительно-моторную координацию, но и улучшат психологические качества ребёнка, что так необходимо для успешного обучения в школе.
Приём знакомства с листом в клетку включает в себя игры:
1. «Ряд-столбик». Проводится на большом и малом фланелеграфе с помощью условных заменителей. У педагога на расчерченном большом фланелеграфе (клетки 2 на 2; затем 3 на 3 и т. д.) перемещаются контурные изображения. А у детей на малых фланелеграфах вставляется мозаика. Ребёнок называет местоположение и мозаики и картинки (первый ряд- второй столбик).
2. «Знакомство с клеточкой». Проводится в индивидуальных тетрадях детей. Детям предлагается обвести карандашом несколько клеточек.
3. «Ориентировка от точки». Педагог в тетради ставит красную точку в произвольном месте. Ребёнку предлагается провести линию от этой точки по словесной инструкции (одна клеточка вниз, две направо, три налево, четыре вверх и т. д.)
4. «Срисовывание с клеточного образца». Ребёнку предлагается срисовать и дорисовать самостоятельно линейный орнамент.
5. «Математический диктант». Этот диктант поводится от поставленной педагогом точки. В результате диктанта на листе появляется изображение – это может быть животное, человечек или предмет.
6. «Дорисуй вторую половинку». Первый этап работы - нарисовать от точки под диктант педагога левую часть какого- либо объекта. А затем самостоятельно дорисовать правую часть. В результате должен получиться целый симметричный объект. Задача педагога подобрать для диктанта абсолютно симметричное изображение.
7. «Математический диктант с диагональными линиями». Этот диктант также проводится от заданной точки, но линия рисунка будет иметь наклонные линии.
8. «Оживи предмет». После успешного выполнения задания дети могут раскрасить и дорисовать свой объект в тетради (глаза, улыбку ит. д.).