Татьяна Лобанова
Привитие навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных целей воспитателя в ДОУ является оздоровление детей.
Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных.
Публикация «Привитие навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста» размещена в разделах
- привитие культурно – гигиенических навыков и умений; Для достижения эффективности формирования культурно - гигиенических навыков используются :
потешки:
Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба!
- дидактические игры;
Дидактическая игра «Что ты можешь о них сказать?»
Цель игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Дидактическая игра «Чистоплотные дети»
Цель игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Дидактическая игра «Перемешанные картинки»
Цель игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
- игры – упражнения;
«Вымой руки»
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход игры: взрослый обращается к ребенку : «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Киска будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени киски хвалит ребенка.
«Сделаем лодочки»
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
• засучить рукава ( взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»);
• открыть кран;
• сложить ладони рук «лодочкой»;
• подставить руки под струю воды, вымыть их;
• закрыть кран;
• вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.
«Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!».
«Фонтанчики»
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: «Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!». Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
«Кукла заболела»
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!». Взрослый произнести потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает им повторить действие.
«Носики-курносики»
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана,
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком,
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций;
- наблюдения;
- сюжетно – ролевые игры.
Особое внимание необходимо обращать на значимость для организма сна, еды, прогулки и других режимных моментов.
Дети просыпаются, выполняют упражнения в кроватке, хождение по массажным коврикам.
Обучение подвижным играм и упражнениям начинаем с утренней гимнастики. Гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние и тонус на весь день. Важную роль играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. Упражнения носят имитационный характер: «насос», «ёжик сопит».
Уже в раннем возрасте у детей начинаются проявляться артистические способности. Игры – драматизации очень полезны потому, что их можно использовать во всех формах работы. В игре снижается скованность, малыш раскрепощается, развивается фантазия, воображение. Например, имитируем позу «Кошечки», ребенок учится расслаблять те или иные мышцы. Его память воспроизводит «кошачьи» черты (малыш выгибает спинку, урчит, ползает на коленях). Или идет по дорожке так, как это делает зайчик – прыжками, медвежонок – вперевалочку, мышка -на носочках.
Развитость движений является одним из показателей правильного нервно - психического развития в раннем возрасте. Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:
- все двигательные задания связаны с конкретной задачей: бросим мяч в корзину и т. д. ;
- в играх прибегаем к сравнениям: «Попрыгаем как мячики. Побежим тихо как мышки».
- детей нужно чаще хвалить чем порицать.
Важным моментом является самомассаж, массаж ушных раковин – активных биологических точек. Детям это очень нравится.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. На прогулке основное внимание уделяется двигательной активности детей. Это и подвижные игры и упражнения на развитие движений. Как индивидуальные, так и групповые.
Профилактика зрения –это одна из важных задач в детском саду.
Поэтому после каждого занятия связанного с напряжением глаз, мы тренируем мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями:
- рассматриваем комнатные растения, так как зеленый цвет благоприятно действует на зрение;
- рассматриваем предметы близко и далеко, смотрим в окно;
- делаем гимнастику для глаз:
крепко зажмурить на 3-5 секунд, затем открыть. Повторять 6 раз.
- быстрые моргания в течении 20 секунд.
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей осуществляется посредством коррекционных упражнений:
- хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам.
Проводим пальчиковые игры. Ведь они напрямую связаны с развитием речи.