Светлана Лазимир
Природа и ребёнок.
▼ Скачать +Заказ
Работая с детьми в детском саду достаточно длительное время, я замечаю, что у детей, в семьях которых уделяется достаточное внимание вопросам отношения ребёнка с окружающей его природой, формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих, качества, которые необходимы для успешного общения, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.
Публикация «Природа и ребёнок,» размещена в разделах
Дети доверчивы к взрослым. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому считаю важным показывать пример бережного и заботливого отношения к природе, давать детям возможность не только чувствовать радость и восторженность от встречи с природой, но и, уходя, желание сохранить эту красоту, сберечь её для других. Мы должны остановить руку ребёнка, собирающуюся бездумно сломать ветку, сорвать цветок. Уходя, оглянуться и заметить, как красив этот пёстрый луг, как хорошо, что мы не испортили его.
Мой опыт позволяет рекомендовать родителям вести деятельность, направленную на знакомство с природой. Она очень разнообразна. Это и наблюдения, и игры, и труд в природе.
Прогулки в городе и за его пределами дают детям новые впечатления, расширяют их кругозор, способствуют воспитанию любви к родному краю. Во время прогулок в лес, на полянки, в парк можно найти много интересного для детей. Совместные наблюдения проводятся во все времена года, обращая особое внимание детей на характерные, яркие признаки данного сезона.
Как здорово, что есть зима! Природа одарила нас такими чудеса, как снег и лёд. Первый снег вызывает у детей огромный интерес, они наблюдают, как падают снежинки, ловят их, лепят из снега снежки. Знакомят детей со свойствами снега в разную погоду. В морозную - снег сухой, потеплело - снег мягкий, из него можно лепить постройки, украшать их цветными льдинками, поливать снег цветной водой. Можно просто поиграть в снежки, покататься на санках, «ватрушках», скользить по ледяным дорожкам, сделать кормушку для птиц.
Вслед за зимой нетерпеливо ждём красавицу - весну. Увидеть и почувствовать, как оттаивает после зимней стужи земля, как с новой силой пробуждается в ней энергия и жизненные соки,- всё равно, что приобщиться к настоящему чуду. Наблюдаем за появлением сосулек, за таянием снега, как его капельки собираются в небольшие ручейки. Они, соединяясь, превращаются в ручьи побольше. Если сделать с малышом кораблики разных размеров и отправить их в дальнее плавание, то можно устроить соревнование. На приветливые тёплые лучи солнца сразу отзываются растения. Можно заметить начало сокодвижения на берёзе и клёне, где в местах повреждения коры вытекает сок. Найдите (не ломайте на глазах у ребёнка) веточку любого дерева, принесите её домой, рассмотрите под лупой почки. Через неделю проведите второе наблюдение. Уже будет видно, как изменилась почка, как лопнула кожура и показался сложенный листочек, который так тщательно зимой оберегало дерево под плотной кожурой. Почувствовали весну птицы. Снегири, синички улетели, а из южного отпуска возвращаются грачи, скворцы, ласточки, соловьи и другие перелётные птицы. Появились цветы, значит, есть питание для насекомых.
Лето - время положительных эмоций для ребятишек и получения новых впечатлений от встречи с природой. Очень повезло тем семьям, у которых есть возможность проводить время за городом, на даче. Продолжаем обращать внимание детей на травку, цветы, деревья. На загородной даче нашего детского сада уже несколько лет назад был организован огород, на котором дети наблюдают рост и развитие овощных культур, кроме того, знакомятся с предметами по уходу за ними, ухаживают за посадками, собирают урожай. Наблюдают цветение и появление ягод, ищут грибы. Большой восторг вызывают ящерицы, лягушки, ежи. Собираем природный материал для поделок. Жизнь детей среди природы, прогулки, уход за растениями и животными побуждают детей к разнообразным, многочисленным движениям. Через срубленное дерево кто перешагнёт, кто переползёт, кто заберётся на него и спрыгнет, кто просто ходит, стараясь сохранить равновесие.
Осень – праздничное время года. Так красив в своём недолговечном наряде лес, так пронзительна синева осеннего неба, так хватает за душу призывный крик собирающихся в стаи диких журавлей и гусей. … И если эта хрупкая, ускользающая красота бередит душу взрослым, то как должны захватывать кроху волшебные превращения природы. Вы задумывались, какого цвета осенние листья? Собирали и рассматривали семена? Пока заморозки не начались, в густом подлеске копошится много живности. Даже в сырую погоду не отказывайтесь от прогулок. Сравните, что тяжелее - ведёрко с водой или с сырым песком, исследуйте какие предметы тонут, а какие - нет, понаблюдайте, что получится, если перегородить ручеёк запрудой из камешков и песка, подумайте, почему лужи появляются не везде, а лишь в отдельных местах, сделайте кораблик из газеты, пенопласта. Прогулка - прекрасное время для обогащения тактильных ощущений и развития мелкой моторики. Предложите малышу ощупать кору разных деревьев, сравнить поверхность шишки и жёлудя.
При знакомстве детей с сезонным трудом взрослых они понимают, что деятельность многих людей тесно связана с окружающей природой. В результате приходит понимание, что люди не могут обходиться без природы.
Без помощи взрослого ребёнок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому важно помочь ему понять «выразительность» природы, настроить душу ребёнка на её восприятие. Для этого используйте выразительность художественного слова: читайте отрывки стихотворений и прозы. И, конечно, важно не только научить видеть красоту окружающего мира, но и ценить и беречь её, заботиться о ней, поэтому, необходимо детям уяснить некоторые правила поведения на природе.
- Не разоряй муравейники.
- Не убивай насекомых.
- Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.
- Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.
- Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
- Не убивай лягушек, жаб, змей, они полезны.
- Не ломай деревья, ветки, не повреждай кору.
- Не ломай ягодные кустики и не вырывай их с корнём.
- НЕ рви цветы в природе, для букетов цветы выращивают специально.
- Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
- Не жги костры.
- Соблюдай чистоту, не оставляй после себя мусор в лесу и в водоёмах.
- Не шуми в лесу.
- Не оставляй надписей на природных объектах.
Практика моей работы показывает, что научить любви к живому - значит обезопасить ребёнка от возникновения эгоизма, чёрствости, безразличия к чужой судьбе. Природа - общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. И пусть в этом доме ребёнок будет всегда добрым и умным великаном.