маслова любовь васильевна
Приобщение к сказке и театра
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
Тема: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»
Актуальность исследования. В современном мире проблема речевого развития ребенка достаточно актуальна, так как одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственно-волевых качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Публикация «Приобщение к сказке и театра» размещена в разделах
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Хорошее знание языка необходимо для овладения программой детского сада, а в последующем – школы. А. И. Сорокина считает родной язык средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, он служит «активным, могучим средством всестороннего развития личности ребёнка».
Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г. А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.
Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
«Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» О. Ф. Васьковой, А. А. Политыкина, которая помогает верить в сказку, войти в нее, настроить ребят на игру.
Что такое сказкотерапия? Лечение сказками, совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе. Знание сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, и системе взаимоотношений в нем, это процесс образования между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решение проблем, которые встают перед ним.
Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии и театральной деятельности, важны для творческой активности, продуктивного обучения, накопление их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышение самооценки детей, снижение уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.
Актуальность исследования, анализ психолого-педагогической литературы представили возможность определить тему исследования:
«Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»
Цель: Развитие речи ребенка дошкольного возраста в процесе театральной деятельности и реализации инновационной педагогической технологии «Сказкотерапия».
Задачи:
1. Формирование связной речи;
2. Развитие воображения, фантазии, навыков импровизации, т. е. творческих способностей
3. Развитие эмоционального мира ребёнка
4. Формирование актёрского мастерства (выразительности речи, мимики, пластики)
5. Воспитывать потребность детей в свободном общении, в доброжелательных отношениях в коллективе.
Используя методику О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, провела диагностику сформированности речевого развития в группе, по результатам которой на начало года выявилось следующее:
Доля детей с низким уровнем речевого развития составляет 45% - со средним - 30%, с высоким - 25%
Я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровье сберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Данная технология позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Планируя свою работу, я поставила перед собой следующую цель: апробировать технологию «Сказкотерапия» в речевом развитии детей дошкольного возраста. При систематической работе с детьми вывести их уровень речи на средний и высокий. Пробудить у детей интерес к театральной деятельности, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности- игру. Игровые методы и приёмы сказкотерапии помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется их связная речь. Используя игровые нетрадиционные формы обучения, я стараюсь вызывать интерес детей к театральной деятельности, полюбить сказки,овладеть связной речью.
Для работы с детьми мной разработан комплекс упражнений, сказочных занятий и игр с использованием элементов и приемов взятых из педагогической технологии «Сказкотерапия».
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…»
А. С. Макаренко
Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:
- активизации словаря;
- формированию грамматического строя речи;
- развитию диалогической и монологической речи;
- совершенствованию звуковой стороны речи.
Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:
- выбор темы;
- передача знакомого содержания;
- сочинение;
- исполнение от лица персонажей.
Для речевого развития необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей.
Наш театр – это картинки, рисунки, фигурки, персонажи, декорации. Ребенок может смотреть, слушать и сам участвовать в представлении, которое вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и самое важное связную речь (Приложение 1).
Для детей в группе, создана предметно - развивающая среда, где ребята с удовольствием играют в настольные игры, театральное лото, разыгрывают сказки по картинкам, на магнитной доске. Детям очень нравится играть куклами «Топотушками». В уголке по развитию речи есть театральная ширма, оформленный уголок ряженья, раскраски и картинки по знакомым сказкам. Уголок ряженья - это любимое место всех детей группы. Ребята самостоятельно переодеваются в различные костюмы,
могут в данном образе вести небольшие диалоги, используя выражения из знакомых сказок и игр. Играть, слушать и участвовать в представлении, - одна из самых любимых занятий детей, которое позволяет выражать свои эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, самое важное, связную речь.
Возможности театрального уголка позволяют детям объединяться в группы и самостоятельно разыгрывать полюбившиеся им сказки, играть в настольный театр и куклами би-ба-бо.
Во время образовательной деятельности часто с детьми разыгрываем знакомые сказки с простым сюжетом. Это следующие русские народные сказки : «Козлята и волк», «Колобок», «Бычок - Смоляной бочок», «Крошечка –Хаврошечка», «Заюшкина избушка», «Репка» «Теремок».
Язык этих сказок выразительный, богат точными определениями и сравнениями, повторяющими фрагментами, что способствует хорошему его усвоению.
Такой вид работы формирует интерес к театрализованной деятельности, умение разыгрывать знакомые сказки.
Многие авторские сказки, такие как «Под грибком», «Кто сказал «Мяу», «Дорога на мельницу», «Рукавичка» Сутеева очень подходят для постановки спектаклей с детьми. Просмотр кукольных спектаклей способствует формированию у детей навыков грамматического строя речи, правильного оформление высказываний. Обогатив лексику новыми словами и словосочетаниями, дети активно участвуют в инсценировке сказок, а также в подготовке атрибутов к ним. (Приложение 3).
Большое значение уделяю индивидуальной работе с детьми, когда ребенок сам инсценирует сказку, озвучивая всех героев.
Сказкотерапия помогает в работе с детьми с ОВЗ. Работая с ребенком индивидуально, веду диалог от лица куклы, используя мимические этюды, пальчиковые игры.
Знакомя детей со сказкой я использую методы целенаправленного наблюдение текста, описание по прочтению текста, “интерьер” сказки, создание иллюстраций к отдельным эпизодам. При организации продуктивной деятельности используем работу с пластилином, картоном. Лепка сказочных персонажей, изготовление карнавальных масок, волшебных атрибутов, отбор иллюстраций к ранее прочитанным сказкам, разыгрывание сценок из сказок, драматизация, литературное чтение, демонстрация рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений, сочинение рассказов от лица одного из героев произведения, рассказывание о любимой сказке, тематические беседы о прочитанном, беседа о литературных героях – это всё приемы работы со сказкой, используемых мною в процессе работы, задача которых – развивать художественные ассоциации.
В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику, к сказкам составлены мнемотаблицы и компьютерные презентации.
Такая образовательная деятельность способствуют развитию воображения, творчества, навыков импровизации. У детей совершенствуется диалогическая и монологическая речь, появляется желание принимать участие в создание декорации, сказочных атрибутов.
Также в образовательной деятельности использую эксперимент с художественным образом игры «Герои среди нас», которая активизирует детей, концентрирует внимание, увеличивает интерес к познанию, приносит массу положительных эмоций.
Во время режимных моментов я применяю следующие приемы:
Психодинамические медитации и танцы - это вид, связанный с движениями перевоплощения, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.
Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.
(Например, находясь в лесу, дети изображают различных животных и птиц. Застенчивые дети в таких ситуациях чувствуют себя более свободными и уверенными.
Пальчиковые игры
Больше внимание уделяется развитию мелкой моторики рук.
Кукло- терапия (пальчиковые, бумажные, перчаточные, верховые, магнитные куклы).
Дети в повседневной жизни и во время образовательной продуктивной деятельности изображают различные явления природы, растения, животных. Сказки звучат, чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки. Мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят”.
Экскурсии:
Была проведена экскурсия в комнату сказок детской библиотеки, экскурсия по территории ДОУ, гастроли кружка «Добрые сказки» со сказкой «Два жадных медвежонка» в младшие группы детского сада «Лапочки» и «Карапузики».
Обыгрывание различных стихов
Например, рассказывая стихотворение «Мишка косолапый», «Елка», «Кораблик», сказку Сутеева «Под грибком», «Теремок», мы выполняем движение мишки и передаем его эмоции. Ребенку так интересней и легче запомнить текст. Также использую в своей работе мнемотаблицы, картинки - подсказки.
В студии «Добрые сказки» дети приобретают знания о театральном искусстве, о культуре поведения в театре, играют в сказки, театральные игры, формируют умение и навыки вести себя на сцене.
Мной была разработана программа для работы студии, которую я внедрила с детьми младшего возраста. Составлены конспекты и развлечения, подобрана картотека пальчиковых, дидактических игр, потешки для различных видов деятельности.
По результатам диагностики при завершении исследования наблюдается положительная динамика, виден фактический результат.
Значительно снизилась доля детей с низким уровнем речевого развития. Она составляет 20%, а доля со средним уровнем выросла до 50%, с высоким до 30%.
Дети с нарушением речевого развития стали говорить предложениями, активно участвовать в образовательной деятельности. Застенчивые ребята обрели друзей, стали более уверенными в себе.
Я стремлюсь активно вовлекать ребят и родителей в процесс изготовления атрибутов, декораций, сказочных героев. Так были изготовлены сказочные деревья, ветви которых были кисти руки детей, цветочная полянка из бумаги, рукавичка для показа сказки- драматизации «Рукавичка», игрушки-топотушки. (Из картона вырезаются различные персонажи, внизу проделывается два отверстие для пальчиков, ребенок вставляет пальчики в эти отверстия и манипулирует игрушкой).
Родителями изготовлены следующие герои: «Кот Мурлыка», «Снеговик», персонажи по сказке «Три медведя», «Козлята и волк», «Теремок», «Ёжик без колючек» (для сенсорного развития, театральная ширма, волшебные коврики; организованны творческие выставки: «Сказка из овощей», «Сказочные герои своими руками», оформлена веранда по сказке «Гуси- лебеди», цветочная клумба по сказке «Три поросенка».
В группе создан «Клуб выходного дня», где совместно с родителями и детьми мы трудимся, отдыхаем, погружаемся в мир театра и сказки.
«Клуб выходного дня» дал возможность родителям ближе узнать друг друга, способствовал сплочению, у них появилось желание встречаться чаще и самим принимать участие в организации встречи. Организовываем совместные с родителями театральные показы. Проводим познавательно - игровые театральные встречи, фотовыставки, создаем альбом «Мы и театр», «Моя семья».
Это побуждает родителей поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, присутствовать на детских спектаклях, отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования, исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Для родителей предоставляется наглядная информация в виде фотовыставок, презентаций, брошюр, совместное изготовление атрибутов.
Проводятся деловые встречи, совместные детско-родительские выступления, просмотр спектаклей, проведение веселых праздников и спортивных встреч, творческо-театральных досугов.
В перспективе запланировано совместное представление с родителями «Экологическая сказка», посещение кукольного театра в г. Тюмени.
Просмотр театрализованных представлений в местной библиотеке и школе искусств. Встречи «Клуба выходного дня» развлечения «Зимние забавы», «Весна красна», «Золотая осень» и др.
Родители принимают активное участие в жизни детского сада и группы.
Проблема речевого развития существует на протяжении всего дошкольного возраста, в дальнейшем моя задача - продолжать работу с детьми по совершенствованию речи путем театральной деятельности, используя новую инновационную технологию «Сказкотерапию», развивать диалогическую и монологическую речь, совершенствовать умение в театральных играх и играх драматизациях развивать чувство уверенности на коллективных показах, обогащать словарь детей, воспитывать любовь к театральным играм, дружеские отношения и веру, что добро побеждает зло.