Юлия Свиридова
Приобщение дошкольников к чтению. Рекомендации, приёмы, игры
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к чтению – рекомендации, приёмы, игры
Подготовил: учитель-логопед Свиридова Ю. Л.
Умение читать – один из важнейших коммуникационных навыков, необходимых человеку. Книги, планшеты, компьютеры и интернет – все эти источники информации используют текст.
Зачем читать детям книги? Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда у мамы или папы найдется для них время. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, эффективное время, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
С точки зрения нейропсихологии, учить читать не стоит раньше пяти лет. Только к этому возрасту созревают отделы головного мозга, способные распознавать искусственные символы (буквы и цифры).
Чтение основано на понятийной сфере, ребенок должен представлять все предметы, о которых он читает. Но до 5 лет он может просто не воспринимать информацию, потому что абстрактное мышление еще формируется. В будущем такие ранние попытки чтения могут приводить к дислексии и дисграфии.
Для приобщения детей к чтению важна окружающая его дома среда:
1. Родители, подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию : цитируйте, смейтесь, делитесь прочитанным и т. п. Если вы будете поощрять хорошей ребенка книгой, если обставите поход в библиотеку или магазин, как торжественное событие, то скоро книга превратится для ребенка в атрибут радости, станет синонимом хорошего настроения, процесс покупки и чтения книг будет нравиться. А то, что нам нравится, мы хотим делать как можно чаще!
2. Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
3. Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
4. Покупайте книги, дарите их сами. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.). Дарите ребенку личные книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями.
5. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях). Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
6. Поощряйте чтение вывесок на улице, ценников в магазине при поиске нужного продукта в магазине, гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают всё, что угодно!
7. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, громко, тихо - в зависимости от содержания текста. Старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «переборщите». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
Помимо внешней среды очень важна и внутренняя мотивация ребёнка к чтению. Чтобы он учился этому не из страха быть наказанным, не из желания понравиться и быть хорошим для родителей или учителей, воспитателей, быть не хуже других.
Ребенок будет хотеть читать и писать только в том случае, если ему это будет действительно нужно для того, чтобы выразить себя, или для того, чтобы получить новые интересные переживания. Как родители могут в этом помочь?
1. Организовать квест с записками из простых, коротких слов, обозначающих, где искать следующую записку.
2. Рисовать и подписывать открытки близким и друзьям на праздники.
3. Делать самодельные книжки-малышки по впечатлениям из отпуска, поездок, по мотивам любимых мультиков. Начинайте с простых подписей картинок из 1-2 слов.
Также книжки легко сделать из старых малышовых картонок. Наклеиваем сверху листы бумаги, а на них пишем слова. Прочел – открыл и проверил себя. Это и не книжки, на самом деле, но детям часто важно «читать книгу».
4. Для самого первого чтения хорошо подойдут «Письма гномика Гоши», которому нужно ещё и написать ответ, книжки Т. Русситы, состоящие из коротких слов из 3-7 букв («Чей бок», «Дом для лис», «Кот Носок» и др.)
5. Когда ребенок легко читает короткие слова и истории, можно переходить к простым стихам – к ритмичным и коротким, а значит, легким для восприятия строкам.
И вот только потом можно переходить на обычные небольшие истории, главы в книге и т. п. Понятно, что в реальности нет особой необходимости чётко разделять этапы, но видеть в книжке её сложность, понимать, что может вызвать затруднения у ребенка - это важно.
Важный этап подготовки к чтению - изучение букв, слогов и составление из них слов - для дошкольника может стать скучной и неинтересной задачей. Вспомните весёлого Буратино, который с лёгкостью обменял свою Азбуку на развлечения. Разнообразить, облегчить для ребёнка этот этап, замотивировать его на изучение букв и чтение родителям помогут специальные обучающие настольные игры :
1. Зверобуквы.
Здесь можно играть в мемори с карточками с буквами, в лото, можно выбрать карту с изображением животного, разложить карты с буквами рубашками вниз 3*3 или 3*6 и открывать их по очереди, пока не будут открыты все буквы, входящие в состав слова. Взрослый может составлять слово по образцу, осознанно допуская ошибку, и просить ребёнка ошибку исправить и ещё можно придумать массу игр, от магазина до поисков клада.
2. Читай-хватай.
Основная задача — на скорость найти соответствие между картинкой и словом, при этом карточки могут лежать как изображениями вверх, так и словом вверх. Основной навык, который отрабатывается — техника чтения, понимание прочитанного, сопоставление текста с иллюстрацией.
3. Эрудит или Скрэбл - настольная игра на составление слов из букв на специальном поле.
4. Чтениум (автор В. Мазина). Это многофункциональная игра, основная цель которой, помочь овладеть чтением, автоматизировать слияние букв в слоги, повысить скорость и качество чтения.
Желаю вам, родители, и вашим детям получать с детьми удовольствие от приобщения к миру книг!