Елена Васюнова
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект во II группе раннего возраста
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Тип проекта :
• По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
• По времени проведения - долгосрочный (сентябрь-май).
Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, родители воспитанников, воспитатель, музыкальный руководитель.
Актуальность:
Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Проблема:
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Цель:
Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.
Задачи:
• Познакомить детей с устным народным творчеством, русским народным бытом и костюмом, с русской народной игрушкой, с музыкальными инструментами, с народными играми, танцами.
• Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни; воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.
• Развивать познавательную активность детей, любознательность, эстетические способности и духовный потенциал.
Продукт проекта : Мини-музей в русском народном стиле «Русская изба». Лэпбук «Фольклор для малышей» (потешки, колыбельные песни, загадки, пальчиковые игры, прибаутки, сказки). Создание фотоальбома. Презентация проекта. Папки-раскладки и консультации для родителей по данной теме; творческие работы детей.
Формы реализации проекта : непосредственно-образовательная деятельность, чтение русских народных сказок, разучивание потешек, беседы, подвижные и хороводные игры, игры-забавы, прослушивание и пение народных напевов и наигрышей, колыбельных, игра на шумовых народных инструментах, рассматривание иллюстраций, наглядно-дидактического материала, фольклорные развлечения.
Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки, рассказывают потешки, отгадывают загадки, поют русские народные и колыбельные песни, играют на шумовых инструментах, исполняют хороводы и народные танцы, эмоционально отзывчивы, играют в народные подвижные игры, занимаются творчеством, знают назначение предметов домашней утвари и домашнего обихода.
Работа с родителями:
- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.
- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра : на ложках, пальчиковый, БИ-БА-БО; изготовление масок, народных костюмов
- Участие родителей в пополнении экспонатов для мини-музея: «Русская изба».
- Оформление папки-передвижки по «Музыкальному фольклору»
- Мастер-класс: «Из старины глубокой»
- Развлечение: «Поможем котику отыскать маму»
- Итоговое мероприятие. Фольклорный праздник: «Как у наших у ворот»
- Анкета: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Акция: «Подари ребенку книгу»
- Выставки: «От скуки на все руки», «Светит солнышко в окошко»
- Фотоальбом: «Возращение к истокам»
- Видеосюжеты родителей: «Калейдоскоп наших игр»
I этап. Подготовительный
1. Анализ состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.
2. Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.
3. Изучение программно-методического обеспечения.
4. Обмен опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.
5. Анкета для родителей.
6. Организация предметно-развивающей среды в группе: Оформление лэпбука по теме «Фольклор для малышей»; Оформление мини-музея в русском народном стиле «Русская изба»; Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, русскими народными инструментами.