Анна Видищева
Принципы воспитания безопасного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы воспитания безопасного поведения дошкольников
Существующие технологические подходы в воспитании безопасного поведения у детей от 3 до 7 лет должны соответствовать следующим педагогическим принципам.
1. Принцип подражания. дети стремятся подражать поведению привлекательного, значимого для них человека. Подражание способствует выработке стереотипов безопасного поведения, способов познания и освоения культуры (от репродуктивного к продуктивному подражанию, что позволяет успешно воспитывать самостоятельность у дошкольников.
Публикация «Принципы воспитания безопасного поведения дошкольников» размещена в разделах
2. Принцип эмоционального подкрепления и поддержки ребенка. Если ребенок постоянно чувствует поддержку, подкрепление его начинаний со стороны значимого другого, то это создает благоприятные условия для становления ценностной сферы, поведения, развития личностных качеств. На протяжении всего дошкольного детства ребенку важна оценка его деятельности со стороны взрослого: при одобрении активность повышается, шире развертывается поисковая деятельность, устойчивей становятся интересы и открытость к взаимодействию, развивается доверие к миру; негативная оценка тормозит, подавляет активность детей, провоцирует зависимый стиль поведения.
3. Принцип развития познавательных интересов и мотивов безопасного поведения. Интерес является особой формой проявления познавательной потребности. Под влиянием познавательного интереса знания и понятия становятся более полными, яркими и образными, а мотивы деятельности и поведения устойчивыми. Интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию. Воспитателю необходимо знать особенности детских интересов, удовлетворять их пытливость и потребность в постижении окружающей действительности, отвечать на вопросы и совместно с детьми искать выходы из проблемных ситуаций.
Формирование необходимых мотивов поведения ребенка для соблюдения правил ОБЖ обеспечивается только в случае угрозы жизни и здоровью – однако, нельзя намеренно создавать такие опасные ситуации в реальной жизни. В данном случае помогут только тематические беседы, обсуждение примеров из личного опыта, обыгрывание ситуаций, а также просмотр учебных видеофильмов –учиться лучше на чужих ошибках!
4. Принцип постепенного развития произвольности безопасного поведения. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в волевой сфере ребенка. У детей 6-7 лет наблюдается умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели. У старшего дошкольника повышается самостоятельность в действиях, он начинает управлять своим поведением, учится доводить начатое дело до конца, преодолевая различные препятствия. В результате деятельность ребенка постепенно становится более контролируемой и приобретает волевой характер -ребенок может подчинять свои желания и потребности общепринятым ценностям и нормам, более спокойно воспринимает необходимость соблюдения правил, в том числе и правил безопасности.
5. Принцип единства мотивации, познания и поведения в воспитании основ безопасности. Очень важно взрослым действовать в единстве задач: не только давать ребенку необходимые знания, но и воздействовать на его мотивацию и поведение. Нужно поддержать в ребенке желание и интерес к безопасному существованию, закреплять практические навыки в правильных поступках безопасного поведения.
6. Принцип практикования в умениях и навыках безопасного поведения. Правила безопасного поведения невозможно осваивать только в игровой и заочной форме. Для твердого усвоения требуется и организация активной собственной деятельности или практики для ребенка. В практической работе закладываются и совершенствуются умения и навыки безопасного поведения. Этот принцип влечет за собой изменение форм совместной деятельности воспитателя и детей, обновление методов воспитания безопасного поведения, например, введение в занятия элементов практической отработки: вызов служб, спасения, оказание первой помощи, действия в чрезвычайной ситуации, плановая эвакуация.
Следуя этим принципам, наша задача дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.