Олеся Маслакова
Упражнения с дошкольниками в рамках метода психогимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе формирования личности дошкольника важное значение имеют эмоционально-коммуникативные проявления ребенка. Одним из способов эффективного положительного воздействия на них является метод психогимнастики. Это здоровьесберегающая технология, представляющая исключительный интерес в работе с дошкольниками.
Приведем несколько определений психогимнастики :
- «это обыгрывание, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе» [1, с. 62];
Публикация «Упражнения с дошкольниками в рамках метода психогимнастики» размещена в разделах
- «это метод, который позволяет участникам без слов общаться и проявлять свои навыки, умения» [3, с. 77];
- «игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации» [2].
Главная цель психогимнастики заключается в сохранении психического здоровья, а также предотвращении расстройств психики.
Психогимнастика в условиях ДОУ характеризует собой вид работы, направленной на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Этот метод позволяет дошкольникам преодолевать трудности общения, развивать осознание, как других людей, так и самого себя, снижать психическое напряжение и стресс, использовать возможности самовыражения.
Психогимнастику в качестве здоровьесберегающей технологии в работе с детьми мы выбираем, потому что в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста.
Задачи психогимнастики :
- тренировка детьми психомоторных функций;
- воспитание высших чувств у дошкольников;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие навыков координации движений и концентрации внимания.
Психогимнастика не является разделом физкультуры. Это не просто механическое повторение физических упражнений. Любое активное действие в психогимнастике связано с каким-либо образом. При этом избегаются или сводятся к минимуму любые внешние атрибуты и инвентарь. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т. е. проходить через физические представления. При помощи подсказок педагога, к созданным демонстрациям образов подключается внутреннее понимание ребенка. В каждом проигранном этюде дополнительно нагружаются эмоции, фантазия и движения ребенка.
Схема работы по психогимнастике предполагает выполнение следующих этапов [4, с. 364] :
I этап: мимические и пантомимические этюды.
Цель: отображение в невербальном поведении эмоциональных реакций, связанных с психическим и телесным комфортом и дискомфортом.
Приведем примеры используемых упражнений с детьми дошкольного возраста на этом этапе.
1.1. Этюд «Под дождиком».
Дошкольники разыгрывают ситуацию пребывания «под дождем», подставляют ладошки к небу. При возможности использовать музыкальное сопровождение, аккорды должны звучать тревожнее, усиливая эффект ливня в лесу. Педагог при этом достает зонт и собирает детей, защищая их от дождя. Воспитатель с радостью помогает дошкольникам укрыться. Он может имитировать здесь особые проявления помощи – вытирать ребятам лица и плечики, ручки и ножки, носики и ушки. В дальнейшем взрослый показывает, как можно обсушить промокшую одежду и обучает этому действию всех детей.
Также педагог может предложить детям самим стать дождем. Для этого предварительно вырезаются и раскрашиваются бумажные капли (одним из упрощенных вариантов здесь могут быть разорванные на мелкие кусочки и скатанные в маленькие шарики бумажные листы). Затем все дети подбрасывают вверх сделанные таким образом капли дождя. Педагог здесь может следить за тем, чтобы игра не превращалась в баловство и не выходила за установленные правила поведения.
1.2. Этюд «Капельки».
Это, по сути, второй этап предыдущего упражнения. Дошкольники изготавливают капли, бросаются ими, стараются «намочить» как можно больше окружающих.
В дальнейшем педагог указывает дошкольникам на то, что осадки закончились, вышло солнышко и теперь можно побегать по тропинке поиграть и порезвиться.
II этап: этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель: отображение в невербальном поведении эмоциональных реакций, вызванных ближайшим окружением.
Приведем примеры используемых упражнений с детьми дошкольного возраста на этом этапе.
2.1. Этюд «Часовой».
Дошкольники показывают смену караула. Здесь важны характерные атрибуты и движения. Необходимо потренироваться держать голову прямо и немного назад, а подбородок параллельно земле, взгляд прямой, устремленный вперед, ноги слегка расставлены.
2.2. Этюд «Капитан».
Здесь может быть использована аудиоаппаратура для проигрывания шума волн.
Дошкольники показывают себя капитанами. Дети должны стоять на мостике корабля и смотреть вдаль. Педагог может устно усиливать окружающую обстановку. Такую, к примеру, как «черные тучи», «шестиметровые волны», «шквалистый ветер». Знаменитые капитаны не страшатся урагана. Они ощущают себя сильными, смелыми и уверенными в себе. Наши корабли дойдут до пункта назначения вне зависимости от погодных условий. Здесь также могут быть использованы характерные атрибуты и движения. Прямая спина, взгляд прямой, устремленный вперед, ноги слегка расставлены, иногда обыгрывается воображаемый бинокль.
III этап: этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность, на определенного ребенка или на группу.
Цель: закрепление в поведении необходимых эмоциональных реакций и рабочего настроения.
Приведем примеры используемых упражнений с детьми дошкольного возраста на этом этапе.
3.1. Этюд «Воздушные шарики».
Все участники групповой работы присаживаются в круг или стоят. Педагог может использовать следующую инструкцию: «Дети, представьте, что мы должны на праздник надувать шарики. Вам нужно вдохнуть побольше воздуха в лёгкие, поднести предполагаемый шарик ко рту и, раздув щеки, медленно, через приоткрытые губы дуть в него. Важно следить глазами, как наш шарик надувается и растет с каждым вашим выдохом, как увеличиваются и растут узоры на нем. Легко ли вам такое представить? Мне легко! Я уже представила красивые и большие шары. Дуть надо медленно и осторожно, чтобы не испортить шарик. В конце упражнения надо показать надутые шарики всей группе».
3.2. Этюд «Гусеница».
Эффективность работы с детьми связана с умениями каждого участника совместных действий решать возникающие задачи сообща. В связи с этим педагог может привести такую легенду для организации совместной деятельности. «Дети, мы сейчас с вами превратимся в огромную гусеницу и станем вместе двигаться по нашей игровой комнате. Встаньте один за другим, а руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до него нельзя! Тот, кто стоит первым, должен держать свой воздушный шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по указанному маршруту».
IV этап: психомышечная тренировка.
Цель: закрепление в поведении необходимых эмоциональных реакций и положительного настроения.
Приведем примеры используемых упражнений с детьми дошкольного возраста на этом этапе.
4.1. Этюд «Шалтай-болтай».
Педагог сообщает следующее: «Мы с вами поставим небольшой спектакль – «Шалтай-Болтай» («Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне») (С. Маршак).
Мы должны будем поворачиваться влево-вправо, руки при этом, как у тряпичной куклы, должны свободно болтаться в воздухе. Когда вы слышите «свалился во сне» надо резко наклонить корпус тела вниз».
4.2. Этюд «Насос и мяч».
Педагог: «Дети, нам нужно разойтись по парам. Кто-то из вас в каждой рабочей двойке должен будет стать большим надувным мячом, а кто-то – насосом, который будет надувать мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.
Использование данных упражнений в комплексной программе психогимнастики мы считаем эффективным средством формирования личности дошкольника.
Игровые психогимнастические упражнения доставляют дошкольникам массу удовольствия. При помощи них развивается фантазия и детские артистичные способности, поднимается настроение. Практика проведения психогимнастики с дошкольниками позволяет определить успешность каждого без исключения ребенка. В этой деятельности не бывает проигравших. Каждый дошкольник здесь проявляет собственную индивидуальность, показывая тот или иной образ. Это сопровождается положительными эмоциями и расслабляющими мышечными высвобождениями. Таким образом, любой ребенок может научиться произвольно реагировать на изменение окружающей обстановки. Задачей в условиях детского сада не является обучение детей полному осознанию всех своих ощущений. Достаточно сосредоточить внимание ребенка хотя бы на одном своем ощущении или сравнить пару ощущений.
Психогимнастика представляет важный вид деятельности в современных условиях, когда нагрузка на ребенка увеличивается, а возможности для эмоциональной и двигательной разрядки уменьшаются. Данная форма работы обучает детей проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и понимать другого. У дошкольников при этом закрепляются положительные черты характера, такие как уверенность, общительность, инициативность и т. п. Также отмечается исчезновение невротических проявлений, таких как неуверенность, пассивность, страхи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочкарева, А. В. Развитие главного средства коммуникации детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта посредством использования психогимнастики / А. В. Бочкарева // Научный альманах. – 2022. – № 8-2 (94). – С. 61-64.
2. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М. : Сфера, 2002. – 510 с.
3. Савинова Т. В. Развитие эмоционального интеллекта младших школьников средствами психогимнастики / Т. В. Савинова, О. А. Ласкуткина // Эмоциональный контекст развития личностных особенностей младших школьников. Монография / под редакцией Ю. В. Варданян. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, 2022. – С. 72-90.
4. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 382 с.