Костромитина Валентина Георгевна
Применение уровневых заданий в начальной школее
▼ Скачать + Заказать документы
Разноуровневые задания в начальной школе по окружающему миру
Современная методика обучения окружающему языку в начальной школе выработала большое количество приёмов дифференциации учащихся. Это разделение производится на различных основаниях в соответствии с разными принципами организации личностно-ориентированного обучения.
Наиболее эффективной в современных условиях зарекомендовала себя дифференциация процесса обучения, основанная на учёте уровня развития мышления учащихся и уровня сформированности мыслительных и психофизиологических операций, таких, как память, развитость критического и логического мышления, способность к широкому обобщению, способность к самостоятельному поиску и отбору материала.
Публикация «Применение уровневых заданий в начальной школее» размещена в разделах
Эта теория представлена в «Таксономии учебных задач» Б. Блума, американского педагога и исследователя:
Б. Блум представил шесть уровней упражнений, которые могут быть предложены ученикам.
1) ПОНИМАНИЕ – знание фактического минимума. 2) ЗНАНИЕ – фактический максимум по теме. 3) ПРИМЕНЕНИЕ – умение практически применить полученные теоретические знания. 4) АНАЛИЗ – способность к сопоставлению языковых явлений в рамках темы. 5) СИНТЕЗ – способность к широкому обобщению, сравнению фактов разных разделов предмета. 6) ОЦЕНКА – способность критически оценить полученные теоретические факты.
Упражнения, которые могут быть предложены ученикам на уроках окр мира, располагаются по данным уровням. Учащиеся последовательно проходят их, постепенно повышая тем самым не только уровень собственных знаний, но и развивая мышление.
Количество уровней заданий может варьироваться от двух-трёх до шести, что зависит от изучаемой темы, степени подготовленности класса, подобранного учителем языкового материала.
Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Такие задания помогают поддерживать интерес к изучению предметов, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.
Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Уровневые задания с успехом могут быть использованы
При изучении нового материала
При контроле за усвоением знаний, умений и навыков
При проверке знаний.
Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.
Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.
самостоятельные и контрольные работы;
организация работы над ошибками;
уроки закрепления;
дифференцированная домашняя работа.
При разноуровневой работе в классе важно вести систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем.
Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
Использование уровневых учебных заданий на уроках позволяет всем учащимся быть вовлеченными в учебный процесс, чувствовать себя причастным к открытиям, получать удовольствие от процесса обучения.
Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Они ощущают себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках.