Валентина Стельмах
Применение технологии творческих мастерских в рамках реализации стандартов второго поколения.
▼ Скачать + Заказать документы
Применение технологии творческих мастерских в рамках реализации стандартов второго поколения.
Буйлина Л. В., Романова Л. П., Стельмах В. М.
МБОУ гимназия № 65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск, Россия,
Mou65@uom.mv.ru
«Творческая мастерская» - одна из современных образовательных технологий. На уроках, построенных с применением данной технологии, учитель не дает готовые знания по предмету, а предоставляет учащимся возможность самим постигать в процессе учения новое. Мастерская выступает как совокупность пространств – игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, сам выстраивает собственные знания, формирует универсальные учебные действия.
Публикация «Применение технологии творческих мастерских в рамках реализации стандартов второго поколения,» размещена в разделах
Ценность технологии творческих мастерских – в наличии разных точек зрения, проблемности рассуждений, создании собственного продукта творчества; в незавершенности мастерской, когда итогом оказываются новые вопросы, над которыми человек размышляет, находится в поиске ответов, открытий, истины, формирует собственную культуру мысли, действия.
Позиция мастера – это позиция консультанта, советчика, помогающего осмыслить учебную работу, передавать не информацию, а способы деятельности (исследование, анализ, обобщение, создание творческих работ).
Урок русского языка по теме «Мама, милая мама, как тебя я люблю…»
(сочинение-признание в любви)
Тип урока: творческая мастерская.
Цели: подготовить детей к написанию сочинения-признания в любви маме;
Ход урока.
1. Индуктор.
Учитель: Как вы думаете, кому писал Н. В. Гоголь в письме: «Вы одни теперь предмет моей привязанности: одни, которые можете утешить печального, успокоить горестного. Вам посвящаю всю жизнь свою…»
Учитель: Давайте прочитаем высказывания великих людей России о матерях.
Учитель: А вот, что может сказать о маме маленький ребенок (дети читают стихотворение).
Учитель: О ком будем говорить в нашей творческой мастерской? (О маме). Нарисуйте свою маму (это может быть портрет или любой рисунок мамы)
Афиширование.
2. Работа с материалом. Самоконструкция.
Учитель: Запишите словами, что вы представляете себе, когда звучит слово «мама». Ваши ассоциации, связанные с этим словом.
- Расскажите, какие слова вы записали (вкусный обед, доброта, ласка, чистота в доме, сказка перед сном, нежность и т. Д.)
Социоконструкция.
- Поработайте группой и разбейте все свои слова на две группы:
Чувства… поступки, действия мамы…
- И то, и другое воздействует на нас очень сильно.
Социализация.
- Как думаете, почему мама относится к вам с такими чувствами: с нежностью, лаской, любовью? Запишите! Прочитайте. (Она меня любит)
- Как она вас любит? Запишите. Прочитайте.
- Вы уверены, что мама вас любит? Как она вам это показывает? Запишите. Прочитайте. (Мимикой, жестами, улыбается, целует)
- А глаза ее говорят вам о любви? Как? Запишите. Прочитайте.
– А какое выражение глаз у твоей мамы, когда она на тебя смотрит?
Социоконструкция.
- Запишите. Прочитайте друг другу и выберете то, что чаще всего повторяется.
Социализация. Зачитайте. (В глазах светится любовь, нежность, тепло, иногда нахмуриваются брови, укор, страх, боль)
- Мы подтвердили слова песенки, что мамы у всех разные, но выражение глаз, когда они смотрят на нас, у всех мам одинаково?
- Чем вы можете ответить на любовь мамы? Запишите. Прочитайте. (Я ее тоже люблю)
- Как вы ее любите? Запишите. Прочитайте. (Крепко. Сильно, очень-очень)
Учитель: Если вам хочется дописать еще что-то о своей любви к маме, то пишите. Прочитайте.
- Что вы можете сделать для мамы, чтобы показать, как сильно любите ее. Запишите. Прочитайте.
Социоконструкция. Задания для групп.
Скоро праздник 8 Марта, и мы будем готовить мамам подарки. Посоветуйтесь и предложите свои варианты подарков для мам. Запишите варианты и сделайте вместе один образец, чтобы одноклассники могли по вашему образцу сделать подарки своим мамам.
Афиширование и социализация. Зачитывают варианты подарков (вышивка, открытка, стих сочинить, рисунок нарисовать, испечь пирог и т. д.) Рассматриваются образцы открыток.
Разрыв.
- Что может быть, по вашему мнению, еще более важное для мамы, кроме подарков. Если не смогут ответить, дать варианты ответов.
- Мама всегда внимательна к своим детям. Она видит и замечает все, что с вами происходит: когда вам радостно, когда вам грустно.
- А вы внимательны к маме? Замечаете, какое у нее настроение?
– Вы растете, а мамы стареют, но никогда в своей жизни не забывайте быть к маме внимательными.
- Прочитайте рассказ Б. Екимова «Говори, мама, говори…»
- Сделайте вывод: что же очень важным было для старой женщины из этого рассказа? (Чтобы ее выслушала дочь)
- Сейчас, пока вы еще дети, будьте внимательны к своим мамам выражением своих чувств. Почаще говорите им ласковые, добрые слова, комплименты, почаще говорите им, как сильно вы их любите.
- Посмотрите еще раз на фото ваших мам, на их портреты, прочтите свои записи и напишите сочинение – объяснение в любви маме.
Самоконструкция. Пишут.
Социализация. - Кто хочет прочитать свое сочинение?
Творческая мастерская
Тема урока: «Красота вокруг нас» В. Берестов «Честное гусеничное»
Цели урока: воспитывать в детях чувство прекрасного.
Форма урока: творческая мастерская.
На данном уроке идёт интерпретация текста, соединение первых представлений детей о замысле автора с результатами анализа текста.
Учащиеся делятся на шесть групп по желанию.
Задание: Вспомнить и повторить правила групповой работы.
1. Поставьте перед собой цель, задачи.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выберите консультанта группы.
4. Выслушайте мнения всех участников группы.
5. Умейте доказывать свою точку зрения.
6. Выполните задание в соответствии с поставленной задачей.
7. Выступите перед классом.
Задание первой группе.
Цель учителя. Формировать умение выдвигать гипотезы.
-Представь, что ты гусеница. Напиши о своих достоинствах.
Задание второй группе.
Цель учителя. Формировать умение структурировать текст.
-Разделить текст на смысловые части.
-Выделить часть для выразительного чтения.
-Распределить роли.
-Выразительно прочитать по ролям.
Задание третьей группе.
Цель учителя. Умение видеть проблемы.
-Какую главную мысль зашифровал автор.
Задание четвёртой группе.
Цель учителя. Формировать умение классифицировать. Умение доказывать и защищать свои идеи.
-Выбери пословицу, которая подходит к этой сказке. Обоснуй свой выбор.
Задание пятой группе.
Цель учителя. Формировать умения и навыки наблюдения.
-В произведениях каких авторов говорится о красоте.
Задание шестой группе.
Цель учителя. Формировать умения делать выводы и заключения.
-Зачем автор рассказал эту сказку детям?
Группам даётся время на выполнение заданий. Затем каждая группа рассказывает о результатах выполненной работы.
Рефлексия.
Учитель. Вы правы. В природе всё красиво! Я прочитаю вам стихотворение Н. Першиновой. «Как много в этом мире красоты…». Подумайте, как это стихотворение соответствует теме урока.
Учитель. У каждого из вас есть лист бумаги. Напишите на нём слово «красота». Подберите к нему ассоциации. Что вы представляете, когда мы произносим слово «красота»? (Учащиеся записывают слова: радуга, цветы, картины, музыка.)
Учитель предлагает послушать музыкальное произведение. Звучит «Забытый вальс» Шопена.
Итог урока: Учитель дает детям заполнить таблицы оценки, взаимооценки.
критерии оценки моё мнение мнения других групп мнение учителя
понимание цели работы
выполнение правил групповой работы
оригинальность
правильность выполнения задания
результат работы группы