Григорьева Елена
Консультация «Применение портфолио в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение Портфолио
в детском саду
Как учиться легко и с удовольствием? Как развить в детях стремление познавать и узнавать мир вокруг них? Как научить их быть уверенными в собственных силах и способностях?
Применение портфолио — это особая методика, основной целью которой является научить детей осознавать собственные успехи в обучении, поощряя тем самым их к дальнейшему развитию. Основная идея портфолио заключается в следующем: “Пусть достижения ребенка станут осязаемыми! Давайте рассказывать о них, вселяя детям уверенность в своих силах! Давайте показывать детям, что они могут изменить себя, свою жизнь, обучаясь осмысленно, самокритично, но всегда вдохновенно! Давайте чаще их хвалить!» Мы приводим здесь слова ободрения и поддержки, которые должен слышать каждый ребенок:
Публикация «Консультация „Применение портфолио в ДОУ“» размещена в разделах
У тебя получится! Дети, то что вы делаете, гениально! Ты уже так многому научился! Только не отчаивайся: ты сможешь! У тебя достаточно времени для этого! Посмотри, как много ты уже знаешь и умеешь, хотя сначала сомневался в своих силах!
В портфолио, которое дети ведут на протяжении всего времени, проведенного в детском саду, собраны все доказательства приобретенных ребенком навыков и умений, и эти материалы также помогают составить представление о его индивидуальных особенностях.
Портфолио ведется прежде всего для ребенка, чтобы он четко осознавал, что он умеет, что он выучил, как он осваивает новые знания. Он должен знать свои сильные стороны, свои индивидуальные способности, а также те способы обучения, которые подходят именно ему.
Портфолио может вселять в ребенка уверенность на таком важном жизненном этапе - этапе взросления: “Я готов к тому, чтобы идти по жизни смело и уверенно, преодолевая все препятствия, потому что я уже так много могу и умею”.
Какие достижения и умения ребенка фиксируются в портфолио?
Каждый воспитатель, который начинает вести портфолио в своей группе, осознает следующее: прежде чем фиксировать приобретенные компетенции, необходимо определиться с тем, какие из них являются по-настоящему значимыми и подлежащими фиксации.
Поэтому, руководствуясь программой обучения, воспитатели формулируют конкретные, понятные, достижимые в ближайшей перспективе учебные цели. В соответствии с этими целями они составляют примерный план действий на долгосрочную перспективу.
Эти цели вносятся в специальный перечень целевых компетенций, которые есть в каждом портфолио. И как только ребенок достигает какой-либо цели, документальное подтверждение тут же заносится в его портфолио.
Целевое обучение подразумевает развитие компетенций у всех детей, с тем условием, что необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка. То есть план обучения содержит те цели, которые необходимо достичь каждому ребенку. А вот фиксация этих достижений в детском портфолио строго индивидуальна.
Чтобы вести целевое обучение, необходимо иметь “перечень целевых компетенций”, в которых было бы наглядно показано, что ребенок овладел определенной компетенцией.
Целевое обучение - это не просто применение особого учебного плана, скорее, наоборот: целевое обучение ставит своей задачей максимально точно определить потребности в обучении и текущий уровень развития ребенка.
При этом при целевом обучении нельзя планировать для ребенка конкретные сроки, чтобы его процесс развития и становления протекал в соответствии только с его потребностями.
Согласно Докладу Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию XXI века Жака Делора, образование на протяжении всей жизни включает в себя четыре базовых процесса, каждый из которых формирует определенную ключевую компетенцию:
• Учиться добывать знания.
Общее образование - это тот фундамент, на котором должна развиваться компетенция, отвечающая за способность расширять свои знания в какой-то конкретной области.
• Учиться действовать.
Это компетенция, позволяющая не терять эффективность в любых, зачастую непредвиденных ситуациях. Сюда же относиться способность работать в команде.
• Учиться взаимодействовать с другими.
Речь идет о социальной компетенции: это готовность понять другого человека, его историю, традиции, его ценности, а также умение разрешать конфликт мирным путем.
• Учиться полноценно жить.
Компетенция, отвечающая за самостоятельность человека, его личную ответственность и здравое отношение к действительности - качество, позволяющее человеку развивать свой потенциал.
Какую же роль играет применение портфолио при формировании названных ключевых компетенций?
• Учиться добывать знания.
Задача портфолио - способствовать тому, чтобы каждый ребенок осознал особенности своего обучения. Работая с портфолио, дети узнают, каким именно способом они добывают знания. Это осознание помогает им в дальнейшем контролировать и совершенствовать процесс обучения.
• Учиться действовать.
Портфолио демонстрирует способность действовать. А ведь именно уверенность в своих силах помогает действовать эффективно в любых ситуациях.
• Учиться взаимодействовать с другими.
Работа над портфолио как нельзя лучше подходит для того, чтобы развивать социальные компетенции. Такая работа активизирует учащихся, демонстрирует их достижения.
• Учиться полноценно жить.
Работа над портфолио способствует развитию самостоятельности ребенка и демонстрации своих талантов. Портфолио делает акцент на индивидуальном пути развития и обучения ребенка в противовес одинаковым для всех критериям оценки. В работе над портфолио основное внимание уделяется сильным сторонам ребенка, нежели его ошибкам и неудачам.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение портфолио наиболее подходит для формирования у ребенка осознанного отношения к себе, к своим талантам, склонностям обучения. При использовании этой методики у детей формируются компетенции, благодаря которым они готовы создать будущее.
Методика «Портфолио дошкольника»
Основной целью является научить детей осознавать собственные успехи в обучении, поощряя тем самым их к дальнейшему развитию. Используем данную методику со средней группы. В портфолио, которое дети ведут на протяжении всего времени, проведенного в детском саду, собраны все доказательства приобретенных ребенком навыков и умений, и эти материалы также помогают составить представление о его индивидуальных особенностях.
Работая с портфолио, дети узнают, каким именно способом они добывают знания. Это осознание помогает им в дальнейшем контролировать и совершенствовать процесс обучения. Портфолио демонстрирует способность действовать, развивает социальные компетенции, активизирует детей, демонстрирует их достижения. Способствует развитию самостоятельности и демонстрации своих талантов. Портфолио делает акцент на индивидуальном пути развития. При использовании этой методики у детей формируются компетенции (учиться добывать знания, действовать, взаимодействовать с другими, учиться полноценно жить, благодаря которым они готовы создать будущее.