Михаил Иванов
Применение подвижных игр при подготовке спортсменов младшего и среднего школьного возраста в спортивно-прикладном фехтовании
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры являются одним из способов подготовки во многих видах спорта, в том числе, и в единоборствах. Они являются важной частью тренировки при занятиях с детьми, помогая им в легкой и увлекательной форме воспитывать физические качества, совершенствоваться в технико-тактической подготовке, активизировать внимание. Введение подвижных игр в тренировку юных спортсменов позволяет делать занятия более интересными и эмоционально насыщенными.
Публикация «Применение подвижных игр при подготовке спортсменов младшего и среднего школьного возраста в спортивно-прикладном фехтовании» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
В тренировке могут использоваться очень большое число игр, имеющих как общеразвивающий характер, так и воспитывающих специализированные качества, присущие конкретному единоборству, в данном случае, спортивно-прикладному фехтованию.
Могут быть рекомендованы следующие упражнения:
1. Игроки делятся на пары и встают в две шеренги лицом друг к другу. Оба игрока держат в правой руке по палке (вертикально вниз, рука отведена в сторону. По сигналу тренера игрок отпускает свою палку и стремиться поймать палку своего партнера, который делает то же самое. После этого упражнение повторяется еще раз. Если у игроков в паре палка падала оба раза, то пара выбывает из игры. Остальные продолжают играть, но каждый раз увеличивают расстояние на длину ступни.
Это же упражнение может выполняться с перчатками или мячиками.
2. Тренер командует: «группа, с шагом вперед удар сверху» и дети, стоя в одну шеренгу, выполняют задание. Если же команда на выполнение упражнения последовала без предварительного слова «группа», участники не должны реагировать и остаются на месте. Допустивший ошибку выбывает, так же, как и тот участник, который не выполнил задание после предварительного сигнала «группа».
3. Мишень подвешивается на гимнастической стенке, ученики стоят в одну шеренгу лицом к мишени. Тренер держит в руках несколько теннисных мячей, а спортсмены, находясь на некотором отдалении в боевой стойке, предварительно рассчитываются по номерам. Затем тренер, произвольно выбирая, называет номер и ударяет мячом об пол, а обучаемый, чей номер назван, ловит мяч и заранее известной комбинацией приемов, например, с шагом вперед и скачком, бросает мяч в мишень.
4. Единоборство двух партнеров ближними руками, стоя на одной линии в боевой стойке. Каждый стремится вывести «противника» из равновесия и вынудить сойти с линии.
5. Группа делится на две равные части. Участники игры встают лицом друг к другу на расстоянии 3—5 метров. Команда одной шеренги по сигналу тренера приближается шагами вперед в боевой стойке к противостоящей шеренге и каждый стремится движением руки осалить ближайшего противника. Затем, быстро отступая шагами назад, восстанавливают первоначальную дистанцию, так как осаленные участники получают право догнать и, в свою очередь осалить.
6. Ученики встают в круг, находясь в боевой стойке. Тренер держит мяч в одной руке и располагается в центре круга. Затем бросает мяч одному из участников так, чтобы он мог поймать его, сделав шаг вперед или шаг вперед и выпад. При этом со стороны тренера могут быть и ложные броски. Ученик, реагирующий преждевременно или не поймавший мяч, выбывает из игры.
7. Ученики встают в круг, находясь в боевых стойках, и рассчитываются по порядку. Один из партнеров, расположившийся в центре круга, придерживает вертикально поставленную палку за верхний конец. Называя номер, он отпускает палку, которую участник должен подхватить, не дает ей упасть, используя приемы передвижений, или выпад и «стрелу». Участник, уронивший палку, выбывает из состава играющих.
8. Стоя с партнером на расстоянии 2—3 шагов, одновременно перебрасывать друг другу палки. То же с двумя палками.
9. Группа строится в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2—3 шагов, в шахматном порядке. Крайний участник с одной стороны — без палки. Одновременно перебрасываем палки по диагонали в сторону игрока без палки, затем в другую сторону.
10. Ученики стоят в боевой стойке в одну шеренгу и держат мячик в впереди расположенной руке. По команде тренера они бросают мячик вперед и, сделав заданную комбинацию передвижений, ловят его.
11. Ученики делятся на пары. Первый номер стоит в боевой стойке, второй номер находится за его спиной и держит в руке мячик. Подав команду «Старт!», он бросает мячик вперед. Первый номер должен поймать мячик любым доступным способом.
Вариант 1. Поймать мячик впереди расположенной рукой.
Вариант 2. То же, но использую только передвижения в боевой стойке.
Вариант 3. То же, но используя заданную комбинацию передвижений.
Вариант 4. Первый номер держит имитатор оружия. Его задача нанести удар или укол в мячик, передвигаясь в боевой стойке.
12. Ученики делятся на пары и становятся лицом друг к другу. Первый номер держит в обеих руках по мячику на уровне плеч. Второй номер кладет открытые ладони сверху рук первого номера. Первый номер в произвольном порядке отпускает один или два мячика. Задача второго номера поймать их.
13. Ученики делятся на пары и становятся напротив друг друга. Первый номер держит на открытой ладони мячик или перчатку. В другой руке у него пояс или сложенная скакалка, которой он вращает во фронтальной плоскости перед рукой с предметом. Задача второго номера – забрать предмет с руки ведущего, не попав своей рукой под скакалку.
14. Необходимое снаряжение – шлем на каждого участника; щит (большая боксерская лапа, мяч и т. п.) и палка длинной 50-70 см с амортизирующим покрытием (меч для спочан, трубка из изолона, отрезок палки для плавания и т. д.) на пару участников. Ученики делятся на пары, надевают шлемы и садятся напротив друг друга. Между ними лежат палка и щит. По команде тренера каждый старается первым схватить палку и нанести удар сверху в голову партнеру (борьба за палку запрещена). Задача того, кто не успел первым завладеть палкой, схватить шит и подставить его под удар. Участник, успешно нанесший удар, получает 1 балл. Игра может вестись по времени или до определенного количества баллов.
Введение в тренировку игровых упражнений, как показывает практика, существенно повышает интерес к занятиям, уровень работоспособности спортсменов, способствует более полноценному освоению ими материала по тактико-технической подготовке. Особенно актуальны подвижные игры при занятиях с детьми, поскольку они позволяют бороться с монотонностью тренировки, повышают эмоциональный фон занятия и позволяют в легкой и ненавязчивой форме преодолеть отставание в физической развитии и низкую культуру движений, характерные для большого числа современных детей.
Список литературы
1. Былеева Л. В. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : ТВТ Дивизион, 2014. – 282 с., ил.
2. Иванов М. К. Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста в секциях единоборств / М. К. Иванов // Международный педагогический журнал «Наука 21 века», сборник статей, июнь 2019, часть 21. - с. 31-32
3. Игры-единоборства. Тренировки для всей семьи. [Электронный ресурс] URL : https://vk.com/club200330025 (дата обращения 10.08.2021)
4. Крупник Е. Я. Игровые комплексы в оптимизации мастерства борцов: учебно-методическое пособие. / Е. Я. Крупник, В. Л. Щербакова. – М. : Советский спорт, 2014. – 176 с., ил.
5. Мовшович А. Д. Фехтование. Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта для реализации в организациях дополнительного образования в группах спортивно оздоровительного этапа подготовки / А. Д. Мовшович, Ю. М. Бычков, Л. Г. Рыжкова. – М. : Человек, 2015. – 31 с.