Марина Мухина
Загадки, пословицы и поговорки о растениях и животных. Приложение к проекту «Будь другом природе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 5
Загадки о растениях
Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,
Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать
(Подснежник) (Мать-и-мачеха)
Прячет цветок Белый цветок,
Сладкий медок. Кислый цветок
И в названье мед таиться В суп пригодиться,
Узнаете? Зовут его?
(Медуница) (Кислица)
В белой шапке стоит дед, На каком цветке гадают
Если дунешь – шапки нет! Лепесточки обрывают?
(Одуванчик) (На ромашке)
Вдоль дороге у межи Зеленый плот
В золотистой спелой ржи, По реке плывет,
Публикация «Загадки, пословицы и поговорки о растениях и животных, Приложение к проекту „Будь другом природе!“» размещена в разделах
- Пословицы и поговорки для детей
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Словно синий глазок, На плоту – красавица.
Смотрит в небо… Солнцу улыбается.
(Василек) (Кувшинка)
Из желтой точки Жаркий ветер дунул круто,
Выросли листочки, Что за шарик он растряс?
Белеют по кругу, Вся семья на парашютах
Касаясь друг друга. Пролетела мимо нас.
Такой цветочек (Одуванчик)
Мне нравиться очень!
(Ромашка)
Появились бубенчики – Он стоит в одежке -
Белые горошки. Как огонь на ножке.
Распустились колокольчики Станет без одежки
На зеленой ножке. Шариком на ножке.
(Ландыши) (Мак)
Лекарь вырос у дороги, Из-под снега вышел друг,
Он больные лечит ноги. И весной запахло вдруг.
(Подорожник) (Подснежник)
На проталинке в лесу Стоит кудряшка -
Первым встретил я весну. Белая рубашка,
Я мороза не боюсь, Сердечко золотое.
Первым из земли пробьюсь. Что это такое?
(Подснежник) (Ромашка)
Белые фонарики Каждый лист мой
На зеленой ножке Любит тропки
Я весной встретила У обочины дорог.
На лесной дорожке. Но однажды людям добрым
(Подснежник) Раны вылечить помог.
(Подорожник)
Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он торчит, На верхушке стебелька
У него согнулись ноги. Солнышко и облака.
Неприметен он на вид. (Ромашка)
(Подорожник)
Белая корзинка, Выглянул цветочек
Золотое донце, В полутьме лесной.
В ней лежит росинка Маленький разведчик,
И сверкает солнце. Посланный весной.
(Ромашка) (Подснежник)
Растет зеленый кустик, Из-под снега расцветает,
Дотронешься – укусит. Раньше всех весну встречает.
(Крапива) (Подснежник)
Горел в траве росистой Бегаешь берегом реки
Фонарик золотистый, Или лесной дорожкой,
Потом померк, потух Везде встретишь ты в пути
И превратился в пух. Растенье…
(Одуванчик) (Подорожник)
На лугах, лесных полянах Цветок с лепестками
Цветок полнехонек нектара. Различной окраски,
Зовут пчелиной кашкой, с красивым названьем…
Соседствует с ромашкой. (Анютины глазки)
(Клевер)
Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если, случиться тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар –
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Ромашка лекарственная)
Маленькие, нежные Это прозвище недаром
Прямо у водицы. У красивого цветка,
Будто в зной полуденный Капля сочного нектара
Просятся напиться. И душиста, и сладка.
С синевою неба дружат От простуды излечиться
Эти милые цветы. Вам поможет…
Я их знаю, знает Ксюша. (Медуница)
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)
Головка на ножке Четыре ярко красных
В головке горошки. Блестящих лепестка
(Мак) И зернышки в коробочке
У этого цветка.
(Мак)
Держит девочка в руке Кувшины и блюдца
Облако на стебельке. Не тонут, не бьются.
(Одуванчик) (Кувшинки)
Какой цветочек маленький, Голодный шмелек
Знаем мы с тобой – Вздыхает тяжко:
Не беленький, не аленький, -Поесть бы кашки.
А бледно-голубой. -Да вот она «кашка»!
У ручейка лесного Попробуй, шмелек,
Виднеется чуть-чуть, В ней сок медовый,
Его названье вспомни Шмелям чудесный обед готовый.
И после не забудь. (Клевер)
(Незабудка)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
(Подсолнух)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки - дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные.
(Горох)
Вырос в поле дом –
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
(Колосок)
Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)
Мячики колючие,
Очень приставучие.
Их прицепит всем бездельник –
Пакостный сорняк.
(Репейник)
Никак не могу понятья:
Похожие кусты, как братья.
А ягоды у них разные-
чёрные, белые, красные.
(Смородина)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда.
(Трава)
Матушкой-весной
Я в платьице цветном,
Мачехой-зимой
Я в саване одном
(Черемуха)
Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Что за бусинка вот тут
На столбе повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь - кисло
(Клюква)
На полянке у дорожки –
Красные горошки.
Кто мимо пройдет –
В рот себе их кладет
(Земляника)
Взял Ванюша туесок,
Пошел Ваня во лесок.
Видит: ягодка на кочке
Укрывается листочком.
– Что за ягодка такая,
Словно небо, голубая?
Ягодка шепнула тихо:
– Я, Ванюша,
(Голубика)
Загадки о животных
Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет.
(Волк)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
Зелёные мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
(Лягушка)
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
(Свинья)
Пятак есть, а ничего не купит.
(Свинья)
Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки; боится кошки.
(Мышь)
Мягкие лапки,
А в лапках - цап-царапки.
(Кошка)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.
(Корова)
Не мышь, не птица, в лесу резвиться,
На деревьях живет и орешки грызет
(Белка)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины.
(Бобры)
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Длинное хвостище,
рыжее волосище,
сама хитрище.
(Лиса)
Летом, в болоте, вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это?
(Лягушка)
Хвост крючком, нос пятачком.
(Поросёнок)
Не мышь, не птица, в лесу резвиться,
На деревьях живет и орешки грызет
(Белка)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины.
(Бобры)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят.
(Ежи)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
Не мышь, не птица, в лесу резвиться,
На деревьях живет и орешки грызет
(Белка)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины.
(Бобры)
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят.
(Ежи)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
(Лиса)
Стройный, быстрый, Рога ветвисты,
Носится весь день. Кто это?
(Олень)
Приложение 6
Пословицы и поговорки о растениях
Первый цветок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Где цветок, там медок.
Цветы, что дети, уход любят.
Хорош цветок, да скоро вянет.
Аленький цветок бросается в глазок.
На хороший цветок летит мотылек.
И красивые цветики ядовитыми бывают.
Где вода, там верба, где верба, там и вода.
Дождешься, как от вербы яблок.
От ивы яблоко не родится.
Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме
Даст небо дождь, а земля — рожь.
Будет дождичек — будут и грибки.
Шиповник - для здоровья клад
Так в народе говорят.
Из шиповника отвар-
Ценный от природы дар.
Пословицы и поговорки о животных
Собака лает, караван идет.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Знает кошка, чье мясо съела.
Доброе слово и кошке приятно.
Гусь свинье не товарищ.
Волка ноги кормят.
Каждый сверчок, знай свой шесток.
Цыплят по осени считают.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Соловья баснями не кормят.
Яйца курицу не учат.
Это - еж, его руками не возьмешь.
Каждая жаба свое болото хвалит.
Приложение 7.
Дидактические игры
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Дидактическая задача: воспитывать чувство любви к родной природе.
Хорошо хлопают в ладоши, плохо - топают.
-беречь природу
-вырубать деревья
-стряхивать снег с деревьев и кустов
-подсыпать стволы деревьев снегом
-ломать ветви
-белить стволы
-топтать и рвать с корнем травы
-поливать растения
-сажать деревья
-лазать на деревья
Речку, лес, цветущий луг
Получай в наследство
Охраняй их юный друг,
Береги их с детства.
Дидактическая игра «Так бывает или нет?».
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну».
Дидактическая игра «Какое время года?».
Дидактическая задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
Дидактическая игра «Где что можно делать?».
Дидактическая задача: активизация в речи глаголов, употребляющихся в оп-ределенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».
Дидактическая задача: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка -рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто - теплое, зимнее, новое, старое.
Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая.
Дом - деревянный, каменный, новый, панельный.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Дидактическая задача: учить дополнять предложения словом противопо-ложного значения.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец -. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью. (желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
Дидактическая игра «У кого кто?».
Дидактическая задача: Закрепить знание животных и их детенышей; уметь согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.
Дидактическая игра «Узнай, чей лист».
Дидактическая задача: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».
Дидактическая задача: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
Дидактическая игра «Кто же я?».
Дидактическая задача: указать названное растение.
Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает очко.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».
Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по опреде-ленным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.
- Морковь (да, огурец (да, свекла (да, слива (нет) и т. д.
Дидактическая игра «Дети и волк».
Дидактическая задача: учить понимать и употреблять в речи глаголы про-шедшего времени и глаголы повелительного наклонения.
Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:
Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали.
Землянику собирали. И глазища засверкали.
Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,
И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!
Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Дидактическая задача: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
Дидактическая игра «Что умеют делать звери?».
Дидактическая задача: расширять в сознании смысловое содержания слова; УЧИТЬ создавать самые разнообразные словесные сочетания.
Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.
-Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.
-Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.
Дидактическая игра «Кто же я?».
Дидактическая задача: указать названное растение.
Ход игры: Воспитатель быстро указывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает очко.
Дидактическая игра «Брать - не брать ягоды».
Дидактическая задача: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.
Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки верх. (Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.)
Дидактическая игра «Где что растет?».
Дидактическая задача: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет - дети молчат.
- -Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
- Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
- -Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.
- В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.
Приложение 8
Физкультминутка «Три медведя».
Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой (поднимают руки над головой)
Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди)
А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают)
С погремушками ходил
Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь. (дети имитируют игру с погремушками).
Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок»
Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)
Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)
Хомка раненько встает, (движения на растяжку)
Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)
Физминутка «Белочке не лень»
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув в лево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
Физминутка «На болоте две лягушки»
На болоте две лягушки, две зеленые подружки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ручками хлопали, ножками топали,
Вправо влево наклонились и обратно возвращались,
Вот здоровья в чем секрет.
Физминутка «Зайка»
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Физминутка «На водопой»
Звери шли на водопой
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».)
Физминутка «Птички –невелички»
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Прилетали птички,
Птички - невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали
Физкультминутка «Мы листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
Физминутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Физмннутка «Капуста»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)
Физмннутка «Деревцо»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)
Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)
Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)
Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)
Физминутка «Наши нежные цветки»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
(Плавное раскрывания пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Помахивание руками перед собой)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(Плавное опускание рук)
Тихо засыпают,
Головой качают.
Физминутка «Листопад»
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Повороты вокруг себя.
Физминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот.
Маршировать на месте.
Фруктов нужно много. Вот.
Показать руками – «много».
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.
Варим, варим мы компот,
Повернуться вокруг себя.
Угостим честной народ.
Хлопать в ладоши.
Физминутка «Овощи»
В огород пойдем,
Маршировать на месте.
Урожай соберем.
Идти по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Имитировать, как срезают, таскают, копают.
Круглый, сочный, очень вкусный.
Показать руками.
Щавеля нарвем немножко
«Рвут».
И вернемся по дорожке.
Идти по кругу, взявшись за руки.
Список используемой литературы и методических пособий.
1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Астрель, 2005.
10. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 200зг
11. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва :Педагогическое общество России, 2000г.
12. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.
13. Ягоды садовые. Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005г.
14. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.
15. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 2004г.
16. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.
17. Гризик Т. И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет. : метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.
17. Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.
18. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003.
2. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г.
3. Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями : Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1981.- 80 с., ил.
4. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г.
5. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.
6. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
7. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
8. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2002г.
9. Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2002г.