Корчака Анна
Опыт работы тьютора «Прикладной анализ поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с аутизмом работа по коррекции поведения строится с помощью метода прикладного анализа поведения (АВА). АВА – это научная дисциплина, которая изучает поведение и использует ряд базовых принципов для изменения поведения в лучшую, социально приемлимую сторону. АВА дает возможность систематически изучить поведение ребенка, объективно его измерить и описать поведение, определить причину проблемного поведения и составить обоснованный план коррекции. На практике прикладной анализ поведения активно используется в работе с детьми и взрослыми, испытывающими сложности в обучении и приобретении новых навыков, а также с людьми, которым присуще социально нежелательное поведение.
Публикация «Опыт работы тьютора „Прикладной анализ поведения“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Опыт работы, практика
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Основополагающая идея АВА – структурированное обучение навыкам. Специалист определяет базовый (начальный) уровень функционирования ребенка и затем строит программу обучения с учетом всех сильных и слабых сторон ребенка. Во время работы с ребенком ведется постоянное отслеживание прогресса. Для этого во время каждого занятия я веду чек-листы, в которых отражаю поведение ребенка, количество правильных ответов, затруднения, возникшие в процессе занятия. На основе чек-листов производится корректировка поведенческой программы, а также производится диагностика навыков.
Одним из принципов работы тьютора на этапе формирования учебного поведения является ориентация на интересы и пристрастия ребенка, которые используются в качестве поощрения за правильное поведение. Если я хочу закрепить желательное поведение, то сразу после выполнения задания одновременно даю подкрепление (усиление) и, наоборот, для того, чтобы ненормативное поведение не закреплялось – я его не подкрепляю. В качестве поощрения используется любимая еда ребенка, желаемые игрушки, физическое подкрепление (щекотка). Чтобы получить поощрение, ребенок должен заработать жетоны. Жетоны выдаются тьютором во время урока за правильное выполнение задания, за правильное поведение на занятии (тихо себя ведет, держит правильно руки на столе, следит за учителем). Для того, чтобы дети не забывали о правильном поведении на уроке, тьютор периодически показывает карточки (визуальные подсказки, которые напоминают детям, что на уроке нужно тихо себя вести и слушать учителя. Обычное количество жетонов 10 или 20 штук. Скорость их получения зависит от поведенческой программы. У детей, обучающихся по программе 8.4, занятие обычно короткое, 3-10 минут. У остальных, в основном, стандартное время урока – 40 минут. Собрав полное количество жетонов, ученик получает желаемое поощрение.
К работе с детьми обязательно привлекаются и родители. Регулярно проводятся совместные праздники, мастер-классы, игровые встречи. Родители помогают находить новые поощрения для своих детей, т. к. это необходимый атрибут для эффективной работы по методике прикладного анализа поведения.