Едрец Олеся
Приемы использования легоконструктора с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы использования «Лего» конструктора с детьми с ОВЗ
Перед началом использования ЛЕГО на занятиях необходимо провести серии спонтанных игр, используя ЛЕГО-элементы, так как велико желание ребенка (и с нормальным интеллектуальным развитием, и имеющего умственную отсталость) потрогать, пощупать эти кирпичики и просто поиграть.
На первых занятиях мы обращаемся только к форме и цвету кирпичиков. Вместе конструируем различные башни, поезда, гаражи для машин, ступеньки для игрушек и многое другое, очень радует, когда ребёнок сам начинает проявлять на занятии свою фантазию.
Публикация «Приемы использования легоконструктора с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
С помощью лего – конструктора можно также с успехом работать над развитием и формированием чувства ритма у детей, задавая кирпичиками различные ритмические рисунки. Извлекаем звук из кирпичика слегка ударяя им по полу или по столу, так ритмический рисунок будет чётче и можно варьировать силу удара. Первоначально лучше подключать зрительный анализатор, т. е. ребёнок должен видеть количество ударов, впоследствии можно ориентироваться только на слух, т. е. либо закрыв глаза, либо отвернувшись.
Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики:
Подготовка артикуляционного аппарата для усваивания звуков. Все игровые технологии, в частности ЛЕГО - технология, направлены на повышение мотивации. Есть упражнения, которые трудно детям даются, многократное повторение вызывает только негативное проявление у детей.
Сложное упражнение «Грибочек» : растягиваем подъязычную уздечку. Строим из кирпичиков грибочек и языком показываем его. Добавляем элемент и грибочек становится выше.
«Окошечко» : открываем окошко на кирпичике и одновременно открываем рот.
«Лопаточка» : сделали из кирпичиков лопатку и выполнили языком. Ребенок устал, можно поиграть – почистили снег лопаткой, повторили упражнение. Если дрожит язычок, шуточно объясняем ребенку, что нужно стараться, а то сломается ручка у лопатки. Это вызовет улыбку. Дети дошкольного возраста очень хорошо откликаются на оказание помощи персонажу, ну или тому что они сделали.
«Иголочка»- не очень хорошо получается из ЛЕГО, но можно сделать жирафа. Шейка у него длинная и язычок тянется, чтобы был таким же упругим и длинным.
«Лошадка»- из фигурок сделали лошадку и поскакали.
Упражнение на дифференциацию: чередуем «Лопатка», «Окошко».
Упражнения получаются веселыми, потому сами кирпичики «веселые», красочные. Можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и при групповой работе.
Плавного переходим на последующих занятиях к игре с кирпичиками.
Д. игра «Построй башню»
Инструкция: У тебя на столе кирпичика разных цветов. Поставь кирпичик на кирпичик. Построй башню. Ребенок ставит кирпичик на кирпичик и проговаривает «СА, са, са….», разбирает башню, убирая по одному кирпичику и проговаривает «Ас, ас, ас,.». Ребенок, выполняя это задание не устал, потому что для него это прежде всего игра.
Изучаем предлоги
Нет более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая).
Инструкция: у тебя на столе кирпичики разного цвета. Поставь кирпичик на кирпичик. Построй башню. Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: красный кирпичик лежит на столе, продолжай, зеленый кирпичик на красном кирпичике, синий кирпичик лежит на зеленом и т. д. замечательная башня.
Третий вариант:
Под желтым кирпичиком лежит красный кирпичик, под красным кирпичиком лежит синий кирпичик и т. д.
Между красным и синим лежит зеленый, между зеленым и красным лежит желтый кирпичик.
Д. игра «Найди место».
Инструкция: - спрячь …. за домик;
- поставь около окошка;
- посади перед деревом;
- поставь между домом и машиной.
Закрепляем пространственные представления и употребление предлогов.
Д. игра «Построим лесенку»
Строим лесенку и проговариваем «За, за, за,.». По лесенки побежала девочка (тоже сделана из ЛЕГО, проговариваем слог «за» на каждую ступеньку.
«Дифференциация звуков «ш» и «ж»»
Желтые и красные кирпичики. Даем ребенку инструкцию: желтый кирпичик произносим - «ша», красный - «жа». Строим башню чередуя желтые и красные кирпичики. Разбираем проговаривая «аш», «аж».
В процессе игровой деятельности воспитатель решает нужные для него задачи направленные на повышение усвоения учебного коррекционного материала.
Д. игры для закрепления понятий величины
Конструирование игрушек для игр – звукоподражаний:
Придумываем сказку: жила-была Лодочка-мама и сынок (конструируем из кирпичиков). Однажды сынок потерялся. Мама громко зовет его «Л», а он тихо отвечает «Л». Нашелся сынок. Вместе произносят «Л». Т. е. с помощью ЛЕГО можно быстро создать игровую ситуацию и при этом она очень мобильна: тут можно придумать и дополнительные атрибуты – маяк, камни и др. – и все это из кирпичиков конструктора. Ребенок отрабатывает звуки и одновременно играет.
Д. игра «Найди место».
Инструкция: - спрячь …. за домик;
- поставь около окошка;
- посади перед деревом;
- поставь между домом и машиной.
Закрепляем пространственные представления и употребление предлогов.
Таким образом, лего – конструктор – это уникальное в своей простоте, но настолько эффективное наглядное пособие и качественный строительный материал, который педагоги могут использовать для решения самых разнообразных проблем в речевом развитии ребёнка, начиная от развития слухового внимания и заканчивая развитием связной речи, или могут просто приобщать детей к увлекательному процессу. Главное, надо самим этим увлечься и играть в кирпичиками от души, придумывая свои собственные игры!
Библиографический список:
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - Всерос. уч. -метод. Центр образоват. Робототехники. - М. : изд. – полиграф. центр «Маска».- 2013.-100с.
2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношенийи объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИКА-ПРЕСС», 2001г. -88с.
3. Мельникова О. В. Лего-конструирование. 5-10 лет. – М. : «Учитель», 2018г. -100с.
4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2012г. -144с.