Аптриева Ольга
Образовательная деятельность в подготовительной группе «Приди, весна, с радостью»
Образовательная деятельность
в подготовительной группе
Приди, весна, с радостью!
Провела: воспитатель
подготовительной группы
Аптриева О. Л.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, музыка, коммуникация.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Программные задачи:
расширить и систематизировать представления детей о признаках весны как времени года.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
— расширять представления детей о том, какие изменения в природе происходят весной;
Публикация «Образовательная деятельность в подготовительной группе „Приди, весна, с радостью“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
— упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
— закреплять умение называть диких животных и их детёнышей.
2. Развивающие:
— развивать умение отгадывать загадки;
— развивать диалогическую речь, слуховое внимание, воображение, логическое мышление.
3. Воспитательные:
— воспитывать чувство сопереживания, желание помочь, бережное отношение к природе, дружелюбные отношения друг к другу.
Предварительная работа: чтение стихов о весне, русских народных весенних сказок, разучивание закличек, слушание русских народных песенок-веснянок, разучивание подвижных игр, беседа, рассматривание репродукций картин русских художников и иллюстраций по теме.
Оборудование: проектор, презентация «Первоцветы», музыкальный центр, аудиозапись И. П. Чайковский «Жаворонок», аудиозапись «Весенняя капель», медальки для поощрения детей.
Ход занятия.
Воспитатель Добрый день. Ребята, послушайте загадку:
На лице она цветёт,
От радости растёт.
Что это?
Дети. Улыбка
Воспитатель. Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подарим улыбки нашим гостям.
(Стук в дверь, приносят письмо) .
Воспитатель. Нам письмо, да непростое, а видео. Интересно от кого оно? Давайте посмотрим!
(На экране появляется заяц с обращением) .
Заяц. Здравствуйте, дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или все еще зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую. С уважением, заяц!
Воспитатель. Ну что, ребята, поможем зайцу?
Дети. Конечно поможем!
Воспитатель. После какого времени года наступает весна?
Дети. После зимы.
Воспитатель. Расскажите какие изменения в природе происходят весной?
Дети. (Ответы детей) .
Воспитатель. Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Дети. Нет.
Воспитатель. Давайте про это расскажем. Поиграем в игру скажи наоборот.
Снег зимой чистый, а весной (грязный)
Зимой дни холодные, а весной (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой небо пасмурное, а весной… (ясное)
Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
Зимой похолодало, а весной (потеплело) .
Воспитатель. А сколько месяцев у весны?
Дети Три.
Воспитатель. А сейчас, ребята, расскажем, какие изменения происходят в каждом месяце, но прежде отгадайте загаду:
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад —
заглянул к нам месяц (Март). .
Застучал дождями звонко
Марту месяцу вдогонку,
И запел под птичью трель,
Месяц следующий – (апрель)
Куртки тёплые снимай –
На дворе ведь месяц …
(май) .
Воспитатель. Март-протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи.
(Показ мультимедийной презентации на тему «Весенние месяцы» про март)
Дети перечисляют изменения в природе.
• Приближение весны. Солнце всходит раньше и заходит позже, день прибавляется почти на пять часов.
• Таяние снега. От тепла снег тает, нагревается земля и появляются проталинки.
• Появление первых проталин. Они появляются там, где солнце лучше прогревает снег.
• Набухание почек. На деревьях набухают почки, а на проталинах, где прогревает солнце, появляется первая травка.
• Цветение растений. Пробивается трава, набухают почки, а затем распускаются листья на деревьях и кустарниках, начинается цветение растений.
Воспитатель. Апрель – снегогон, потому что быстро, разливаясь ручьями, тает снег.
Ну-ка приглядитесь к веточкам, на них маленькие комочки. Это почки. Из них скоро появятся первые листочки. Кое – где на открытых участках уже появилась первая травка.
(Продолжение показа мультимедийной презентации на тему «Весенние месяцы» про апрель)
• Таяние снега. Снег обильно тает, реки наполняются водой.
• Ледоход. Лёд на реках, прудах и озёрах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход.
• Появление первоцветов. На хорошо прогреваемых солнцем участках появляются первые цветы — подснежники.
• Прилёт перелётных птиц. Первыми прилетают грачи и скворцы.
• Пробуждение зверей. Звери просыпаются от зимней спячки, потому что становится теплее и можно найти еду.
Воспитатель. Май – травень, потому что всюду появляется трава, и тянутся к солнцу молодые листья, расцветают деревья и кустарники.
(Конец мультимедийной презентации «Весенние месяцы»)
В полях потемнел снег;
На речках треснул лед;
Небо стало выше;
Весело чирикают воробьи
Набухают почки;
Просыпаются насекомые;
Появляются первые цветы: подснежники, мать–и-мачеха.
Появляется трава.
В конце презентации три картины – все три месяца
Воспитатель: Какая же это весна. Что-то художники напутали.
На этой картине снег лежит. Это, наверное, зима. А на этой травка зеленая и цветы- это же лето!
- А вы как думаете?
- Видите в этих картинах признаки весны?
Дети доказывают, что на картинах весна. Называя признаки весны в картинах.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что у каждого слова есть слова родственники. Давайте подберем родственные слова к слову «Весна»
Дети. Весна, весенний, веснник, веснушка, по-весеннему.
Воспитатель. К слову «лес».
Дети. Лес, лесной, лесник, лесок, лесоруб.
Воспитатель. К слову «лист».
Дети. Лист, листик, листок, листва, лиственный, листопад, лиственница.
Физ. минутка.
Весна, весна! Пришла весна! (Хлопки в ладоши).
Тепло на крыльях принесла. (Короткие взмахи руками-крыльями)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордой головой (Ходьба. Приподнять повыше подбородок)
Расцвел подснежник голубой. (Руки в стороны)
Он весь пушистый, серебристый (Приседания)
На солнце маленький стоит. (Прыжки)
Посланец он весны надежный, (Наклоны туловища)
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие, (Повороты влево-вправо)
Он первенец среди цветов.
Воспитатель. Конечно же, весной распускаются первые весенние цветы. А раз они первые, то их еще называют первоцветами. А теперь, ребята, посмотрим на экран и поиграем в игру «Ответь по образцу».
Слайд-шоу «Первоцветы», идет показ слайдов первоцветов, дети должны сказать название цветка и поставить в нужном числе по образцу:
1 подснежник, 2 подснежника, 5 подснежников.
Воспиnатель: Приглашаю вас в игру.
Дети встают полукругом от воспитателя.
Игра с мячом.
Воспитатель: Я буду говорить современное название месяца, а вы- его народное название.
март – березозол, от того, что в березе начинает идти сладкий сок после зимы и наливаются почки
март –зимобор, потому что март борет зиму и открывает дорого весне и лету. март –протальник; потому что появляются проталины.
апрель – брезень, начинает цвести береза
апрель – снегогон, потому что в апреле обильно тает снег.
апрель – цветень; потому что начинают покрываться листочками деревья и появляются первые цветы, природа пробуждается
май – травник (травень) Название явно отражает то, что происходило в природе — буйство трав
Дети повторяют название месяца за воспитателем, а затем говорят народное название и объясняют, причину названия.
- Молодцы. Вы знаете много народных названий месяцев весны.
Начинает звучать музыка И. П. Чайковского «Песня жаворонка»
Воспитатель: ребята, какая красивая музыка. Присядьте и послушайте.
Дети садятся на стульчики и слушают музыку.
После того, как музыка закончилась.
Воспитатель. Эту музыку написал Петр Ильич Чайковский.
Что вы можете сказать о музыке, какая она, какие чувства вызывает?
Дети: Нежная, красивая, весенняя, радостная, веселая, в ней слышно пенье ручейка, и звон капели.
Воспитатель: Эта мелодия называется «Песня жаворонка»
Она похожа на звонкую, чистую песню жаворонка.
В старину эту маленькую птичку ждали все. Считалось, что переливчатые трели жаворонка будят природу от зимнего сна.
Весной к нам возвращаются и другие перелетные птицы.
Какие? Кто помнит?
Дети: грачи, скворцы, зяблики, жаворонки, лебеди и дрозды, утки и гуси, журавли, чайки, горихвостки, лесные коньки, пенки
Воспитатель: В народе говорят так: «Грач на горе- весна на дворе»
-Вспомните, как называется эта народная мудрость.
Дети: поговорка.
Воспитатель: А вы поговорки о весне знаете?
Дети вспоминают и говорят поговорки
1. Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.
2. Весна длинным днем красна.
3. Весна красна цветами, а осень снопами.
4. Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи.
5. Весенний день – что ласковое слово.
6. Весною день упустишь, так годом не вернешь.
7. Весенний день целый год кормит.
8. Вода с гор потекла – весну принесла.
9. Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.
10. Как не злись метелица, всё весною пахнет.
11. Кто спит весною - плачет зимою.
12. Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.
13. Готовь сани с весны, а колёса с осени.
14. Одна ласточка весны не делает.
15. Май, май, да шубу не снимай.
Воспитатель: Молодцы, много поговорок вспомнили.
-А как люди придумывали поговорки?
Дети: люди подмечали, запоминали, что происходит с приходом весны в природе каждый год, а потом по наблюдениям придумывали поговорки.
Воспитатель: Да, все верно.
(Стук в дверь)
Воспитатель. Ребята, нам еще одно письмо. Давайте посмотрим.
Заяц. Добрый день! Ребята, я хочу поблагодарить вас. Я понял, весна уже наступила. Посмотрите, я уже и шубку поменял белую на серую. А вам отсылаю гостинцы!
Воспитатель. Я рада, что мы помогли зайчику. А у вас, ребята, какое настроение?
Если на душе светло и радостно- возьмите солнышко, если грустно – тучку и прикрепите на доску.