Елена Кудряшова
Профилактика эмоционального выгорания. Причины жестокого обращения с детьми со стороны педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поговорить о возможных причинах жестокого обращения с детьми со стороны педагогов и о профилактических мерах.
База доверия миру у ребенка формируется в первые годы жизни. Если малыш подвергается какому-либо насилию, то это накладывает серьезный отпечаток на его психику: он не доверяет окружающим людям, не верит в себя и свои силы, и ожидает угрозы. Кроме того, это может отражаться на успеваемости, поскольку он не уверен в себе, тревожится и боится проявлять себя. А возможно, наоборот, - ребенок может стать агрессивным. Он вынужден защищаться, не понимая, почему взрослый, который должен быть символом защиты и заботы, нападает на него.
Публикация «Профилактика эмоционального выгорания, Причины жестокого обращения с детьми со стороны педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Жестокое обращение с детьми – это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения, представленных на слайде.
Причинами срывов, агрессии в отношении детей со стороны педагогов является неумение регулировать собственное эмоциональное состояние, эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, повышенная нагрузка. Это может быть и возрастной фактор: воспитателям перестает хватать энергии, они не справляются со своей работой и начинают срываться на детей.
В работе с детьми нужно очень много энергии, должен быть высокий уровень эмоционального интеллекта, потому что деятельность воспитателя требует большого количества эмоциональных сил и в то же время спокойной интонации голоса. Для этого нужны определенные компетенции – умение играть, умение выстраивать эмоционально близкий контакт с группой, с каждым воспитанником и родителями (законными представителями) обучающихся. Это постоянная забота о детской безопасности, контроль их деятельности, потому что дети в этом возрасте подвижны и могут делать все что угодно. Поэтому взрослому нужно постоянно быть бдительными. И вот этот круг ответственности давит; педагоги не выдерживают и начинают срываться на детей.
Как понять, что вы профессионально выгорели?
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (К. Маслач) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности :
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;
• специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• снижение интереса к работе;
• снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : «не хочется никого видеть»;
• возникают недоразумения с воспитанниками, родителями и коллегами, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• нарастание апатии к концу недели;
• появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);
• повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);
• нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;
• личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Ресурсы противодействия эмоциональным вспышкам и выгоранию
У каждого человека свой изменчивый профиль ресурсов, который может помочь справиться с профессиональным выгоранием и найти пути его преодоления. Ресурс – это психологические и физические силы, необходимые человеку для того, чтобы легче переносить стрессовые ситуации. Его можно сравнить с иммунной системой, ведь, когда есть ресурс, педагог сможет предупредить появление профессионального выгорания, влияния других отрицательных аспектов профессии и жизни в целом.
- Смотреть на жизнь с позитивом. Сделайте своим девизом психологическое правило: если ты можешь повлиять на ситуацию – сделай это, но если такой возможности нет – поменяй своё отношение к ней.
- Стараться жить с умом. Ориентируйтесь на такое психологическое правило: не можешь жить в напряжении, начни жить по-умному.
- Прислушиваться к своим внутренним ощущениям, чтобы вовремя заметить признаки эмоциональной усталости.
- Слушать себя и свои желания. Если вы не хотите участвовать в каком-то мероприятии, не делайте этого. Таким образом, вы сможете избежать лишних стрессов.
- Любить себя и радовать. Стремитесь к гармонии и балансу, начните вести здоровый образ жизни, проведите время с другими людьми, если вам это необходимо.
- Высыпаться! Когда ваш сон меняется из-за переживаний от стрессовой ситуации, это приводит к бессоннице, а та, в свою очередь, является причиной ещё большего стресса. Так и получается замкнутый круг.
- Не делать работу смыслом своей жизни или спасательным кругом. Воспринимайте её как деятельность, которая просто есть, и это хорошо.
- Выделять свободное время для себя. Вы не обязаны постоянно трудиться, потому что помимо работы должна быть и другая жизнь.
- Найти себе увлечения, которые никак не будут пересекаться с преподавательской деятельностью. Сейчас есть большое количество разнообразных курсов, мастер-классов, так что вы точно сможете найти что-то для себя.
- Довольно часто люди хотят сделать больше дел, чем им по силам. Не надо мучить себя и жить в таком бешеном режиме! Намного правильнее делать меньше, зато качественно, чем хвататься за всё и сразу, выполнять это некачественно и потом расстраиваться из-за плохого результата.
- Научиться отвлекаться от рабочих проблем. Вы можете сделать перестановку в квартире, поменять причёску, изменить маршрут, которым вы добираетесь до работы.
- Вообще стараться относиться ко всему с юмором. С помощью смеха можно легче переносить стресс, дистанцироваться от чего-то и от себя в том числе: самоотстранение происходит легче. Юмор поднимете настроение, и человеку после становится намного лучше. Смех делает возникшую проблему в ваших глазах совершенно незначительной, и вы понимаете, что сможете запросто с ней справиться, почувствуете, что всё в ваших руках.
Педагогам необходимо увеличивать и пробуждать личностные ресурсы, которые помогут им справиться со стрессовыми ситуациями, возникающими как на работе, так и в повседневной жизни. Но если он понимает, что уровень выгорания довольно высокий и справиться самостоятельно не получается, лучше обратиться за помощью к администрации дошкольной образовательной организации, к психологу.
Работа со стороны администрации, педагога-психолога ДОО :
- групповые и индивидуальные консультации на темы: «Техники самопомощи», «Что делать, если Вы заметили первые признаки выгорания», «Антистрессовые приемы», «Способы саморегуляции», «Виды заботы о себе»;
- тренинги по профилактике эмоционального выгорания и снятию психоэмоционального напряжения
- мероприятия по сплочению коллектива и созданию благоприятного психологического микроклимата.
Закончить свое выступление мне бы хотелось словами Сократа: «Хороший педагог – как свеча, которая сгорает, чтобы осветить путь другим. При этом не навредит ни себе, ни ребенку».