Получи документы

Профилактика эмоционального выгорания. Причины жестокого обращения с детьми со стороны педагогов

Елена Кудряшова
Профилактика эмоционального выгорания. Причины жестокого обращения с детьми со стороны педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поговорить о возможных причинах жестокого обращения с детьми со стороны педагогов и о профилактических мерах.

База доверия миру у ребенка формируется в первые годы жизни. Если малыш подвергается какому-либо насилию, то это накладывает серьезный отпечаток на его психику: он не доверяет окружающим людям, не верит в себя и свои силы, и ожидает угрозы. Кроме того, это может отражаться на успеваемости, поскольку он не уверен в себе, тревожится и боится проявлять себя. А возможно, наоборот, - ребенок может стать агрессивным. Он вынужден защищаться, не понимая, почему взрослый, который должен быть символом защиты и заботы, нападает на него.

Публикация «Профилактика эмоционального выгорания, Причины жестокого обращения с детьми со стороны педагогов» размещена в разделах

Жестокое обращение с детьми – это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения, представленных на слайде.

Причинами срывов, агрессии в отношении детей со стороны педагогов является неумение регулировать собственное эмоциональное состояние, эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, повышенная нагрузка. Это может быть и возрастной фактор: воспитателям перестает хватать энергии, они не справляются со своей работой и начинают срываться на детей.

В работе с детьми нужно очень много энергии, должен быть высокий уровень эмоционального интеллекта, потому что деятельность воспитателя требует большого количества эмоциональных сил и в то же время спокойной интонации голоса. Для этого нужны определенные компетенции – умение играть, умение выстраивать эмоционально близкий контакт с группой, с каждым воспитанником и родителями (законными представителями) обучающихся. Это постоянная забота о детской безопасности, контроль их деятельности, потому что дети в этом возрасте подвижны и могут делать все что угодно. Поэтому взрослому нужно постоянно быть бдительными. И вот этот круг ответственности давит; педагоги не выдерживают и начинают срываться на детей.

Как понять, что вы профессионально выгорели?

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (К. Маслач) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности :

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;

специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• снижение интереса к работе;

• снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : «не хочется никого видеть»;

• возникают недоразумения с воспитанниками, родителями и коллегами, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• нарастание апатии к концу недели;

• появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);

• повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);

• нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;

• личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Ресурсы противодействия эмоциональным вспышкам и выгоранию

У каждого человека свой изменчивый профиль ресурсов, который может помочь справиться с профессиональным выгоранием и найти пути его преодоления. Ресурс – это психологические и физические силы, необходимые человеку для того, чтобы легче переносить стрессовые ситуации. Его можно сравнить с иммунной системой, ведь, когда есть ресурс, педагог сможет предупредить появление профессионального выгорания, влияния других отрицательных аспектов профессии и жизни в целом.

- Смотреть на жизнь с позитивом. Сделайте своим девизом психологическое правило: если ты можешь повлиять на ситуацию – сделай это, но если такой возможности нет – поменяй своё отношение к ней.

- Стараться жить с умом. Ориентируйтесь на такое психологическое правило: не можешь жить в напряжении, начни жить по-умному.

- Прислушиваться к своим внутренним ощущениям, чтобы вовремя заметить признаки эмоциональной усталости.

- Слушать себя и свои желания. Если вы не хотите участвовать в каком-то мероприятии, не делайте этого. Таким образом, вы сможете избежать лишних стрессов.

- Любить себя и радовать. Стремитесь к гармонии и балансу, начните вести здоровый образ жизни, проведите время с другими людьми, если вам это необходимо.

- Высыпаться! Когда ваш сон меняется из-за переживаний от стрессовой ситуации, это приводит к бессоннице, а та, в свою очередь, является причиной ещё большего стресса. Так и получается замкнутый круг.

- Не делать работу смыслом своей жизни или спасательным кругом. Воспринимайте её как деятельность, которая просто есть, и это хорошо.

- Выделять свободное время для себя. Вы не обязаны постоянно трудиться, потому что помимо работы должна быть и другая жизнь.

- Найти себе увлечения, которые никак не будут пересекаться с преподавательской деятельностью. Сейчас есть большое количество разнообразных курсов, мастер-классов, так что вы точно сможете найти что-то для себя.

- Довольно часто люди хотят сделать больше дел, чем им по силам. Не надо мучить себя и жить в таком бешеном режиме! Намного правильнее делать меньше, зато качественно, чем хвататься за всё и сразу, выполнять это некачественно и потом расстраиваться из-за плохого результата.

- Научиться отвлекаться от рабочих проблем. Вы можете сделать перестановку в квартире, поменять причёску, изменить маршрут, которым вы добираетесь до работы.

- Вообще стараться относиться ко всему с юмором. С помощью смеха можно легче переносить стресс, дистанцироваться от чего-то и от себя в том числе: самоотстранение происходит легче. Юмор поднимете настроение, и человеку после становится намного лучше. Смех делает возникшую проблему в ваших глазах совершенно незначительной, и вы понимаете, что сможете запросто с ней справиться, почувствуете, что всё в ваших руках.

Педагогам необходимо увеличивать и пробуждать личностные ресурсы, которые помогут им справиться со стрессовыми ситуациями, возникающими как на работе, так и в повседневной жизни. Но если он понимает, что уровень выгорания довольно высокий и справиться самостоятельно не получается, лучше обратиться за помощью к администрации дошкольной образовательной организации, к психологу.

Работа со стороны администрации, педагога-психолога ДОО :

- групповые и индивидуальные консультации на темы: «Техники самопомощи», «Что делать, если Вы заметили первые признаки выгорания», «Антистрессовые приемы», «Способы саморегуляции», «Виды заботы о себе»;

- тренинги по профилактике эмоционального выгорания и снятию психоэмоционального напряжения

- мероприятия по сплочению коллектива и созданию благоприятного психологического микроклимата.

Закончить свое выступление мне бы хотелось словами Сократа: «Хороший педагог – как свеча, которая сгорает, чтобы осветить путь другим. При этом не навредит ни себе, ни ребенку».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Фотоотчет о проведении акции против жестокого обращения с детьми «Услышьте нас!»Фотоотчет о проведении акции против жестокого обращения с детьми «Услышьте нас!» День защиты детей – это красочный и радостный праздник детства! Сколько положительных эмоций он дарит ребятишкам! Но этот день призывает.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- игры на сближение детей друг с другом и с воспитателем: "Иди ко мне", "Петрушка", "Передай мячик"; - игровые ситуации: "Мишка.

Перспективный план работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми, в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- Консультация "В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса" - Консультация "Особенности развития и воспитания детей.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика эмоционального выгорания. Причины жестокого обращения с детьми со стороны педагогов
Опубликовано: 27 октября 2023 в 16:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика эмоционального выгорания. Причины жестокого обращения с детьми со стороны педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кудряшова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД