Папки-передвижки

Причины и механизмы возникновения речевых расстройств

Киямова Юлия Фаритовна
Причины и механизмы возникновения речевых расстройств

Предпосылки и механизмы появления речевых расстройств

Группа органических оснований

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению становления плода.

Более ранимый этап влияния неблагоприятных моментов на плод — 1-ая третья часть беременности. Воздействие вредоносного фактора или же их сочетания в данный этап имеет возможность приводить к недоразвитию или же повреждению центральной нервозной системы малыша, в что количестве и речевых зон коры головного мозга. К этим моментам относятся:

• Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание, предпосылки которой имеют все шансы быть различными — гестоз (токсикоз) 1 и 2 пятидесяти процентов беременности, нефропатия, опасность выкидыша, патология плаценты, увеличение артериального давления, соматические (общие) болезни мамы (сахарный диабет, нефрит, болезни сердечно-сосудистой системы).

• Вирусные болезни, перенесенные мамой в этап беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, заразный гепатит, чахотка, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К болезням, наносящим больший урон для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Болезнь краснухой в 1-ые месяцы беременности имеет возможность работать предпосылкой томных пороков становления малыша (глухоты, слепоты, интеллектуальной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).

Небезопасным повреждающим воздействием на плод владеет цитомегаловирус. Заражение данным микробом на ранешних стадиях беременности приводит к смерти зародыша и самопроизвольному аборту. При сохранении беременности цитомегаловирус вызывает аномалии становления плода. Инфицирование вирусным гепатитом еще дает огромную угроза для плода, например как на всех стадиях беременности имеет возможность вызывать всевозможные аномалии плода.

• Травмы, падения и ушибы мамы. Тем более, в случае если ушиб приходился на район животика. Имеют все шансы приводить к отслойке плаценты и ранним семействам.

• Несовместимость крови мамы и плода. Проникая сквозь плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического препараты — непрямого билирубина. Его воздействие поражает отделы мозга, собственно что приводит к прирожденной патологии слуха и речи.

• Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

• Курение, способ спиртного и наркотических препаратов. Никотин, являясь главным токсическим компонентом табачного дыма, оказывает отрицательное воздействие на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его воздействием тормозятся процессы интенсивной транспортировки аминокислот от мамы к плоду. В итоге сего нарушаются процессы, связанные с наращиванием массы плода (отставание массы тела при доношенной беременности имеет возможность достигать 300 гр и больше, при этом недостаток массы тела сберегается в направление первого года жизни ребенка). Не считая такого, малыши, чьи мамы в этап беременности продолжали активно выкурить (более 20 табака в день, после чего имеют все шансы быть охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и нередко чувствуют более проблем в учебе.

Спиртное и наркотические препараты оказывают отрицательное воздействие на становление плода, а еще интеллектуальное и телесное становление новорожденного. При злоупотреблении мамой спиртным и наркотиками имеет возможность вставать синдром, характеризующийся многочисленными аномалиями становления плода и нарушениями физиологического и психологического становления малыша: нарушениями центральной нервозной системы (гипервозбудимости, дискоординации перемещений, понижении интеллекта, замедлении подъема, аномалиями лицевого черепа (удлинение лица, невысокий лоб, недоразвитие подбородка, ушных раковин, косоглазия, а еще аномалиями внутренних органов и конечностей.

• Прием фармацевтических веществ. Есть фармацевтические способы, которые противопоказаны при беременности, или же обязаны использоваться с предосторожностью. К ним относятся:

o Антираковые лекарства (актиномицин, сарколизин). При потреблении на ранешних сроках беременности приводят к появлению уродств у плода.

o Ототоксические вещества — лекарства — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин; диуретики — фуросемид; а еще — аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием прирожденной глухоты.

o Антикоагулянты непрямого воздействия (дикумарин, пелентан, проворно проникая сквозь плаценту, имеют все шансы вызвать у плода кровоизлияния в мягонькие мозговые оболочки и внутренние органы.

o Назначение на ранешних сроках беременности антидепрессивных веществ (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан, приводят к интоксикации плода.

• Неудачное прерывание предоставленной беременности имеет возможность повлечь за собой аномалии и пороки становления плода.

• Профессиональные вредности (повышенные физиологические нагрузки, работа с химически интенсивными вредоносными препаратами, влияние всевозможных обликов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации). Плод владеет высочайшей чувствительностью к деянию ионизирующих излучений, на ранешних сроках беременности они вызывают его крах или же оказывают повреждающее воздействие на центральную нервозную систему, органы зрения и кроветворную систему плода.

• Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба, а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

3. Вредности родового периода

• Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.

• Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.

• Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).

• Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

• Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит, приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.

• Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.

• Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.

• Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.

• Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой, положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга, в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь, в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Конспект ООД «Перекидные качели» по легоконструированию «Первые механизмы»Конспект ООД «Перекидные качели» по легоконструированию «Первые механизмы» Конспект ООД в подготовительной к школе группе первые механизмы «LEGO-education» Тема «Перекидные качели» Цель: способствовать развитию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Причины и механизмы возникновения речевых расстройств
Опубликовано: 11 октября 2024 в 13:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Причины и механизмы возникновения речевых расстройств» (включая файлы) размещена пользователем Киямова Юлия Фаритовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД