МААМ-картинки

Приёмы и формы обучения детей речевому этикету

Алтын Тасбаева
Приёмы и формы обучения детей речевому этикету
▼ Скачать + Заказать документы

Приёмы и формы обучения детей речевому этикету

В настоящее время у современных школьников наблюдается несо-блюдение норм речевого поведения. Низкий уровень культуры речевого поведения приводит также к снижению общей культуры ребёнка.

В целом ошибки, связанные с речевым поведением младших школьников, можно поделить на следующие:

Публикация «Приёмы и формы обучения детей речевому этикету» размещена в разделах

1) отсутствие в речи принятых в обществе речевых формул (на-пример, ученик, приходя в класс, не здоровается и не прощается, уходя домой; не применяет в речи простейшие формулы благодарности и извинения)

2) неправильный выбор формулы в определённой речевой ситуации

( ученик утром говорит учителю: «Здрасьте!» и прощаясь: «Всего!», неуместное обращение «ты»)

3) применение слов, имеющих грубую и негативную окраску

(употребление школьниками в форме приветствия слово «Здорово!»; «расселась» вместо «села»; «Ты сегодня красивую юбку напялила»)

4) неверно выбранная интонация (Речевой этикет предполагает искренность и доброжелательность в применении формул. Часто школьники произносят формулы извинения, благодарности или комплименты с недоброжелательной интонацией и явным нежеланием вызвать у собеседника положительные эмоции)

Таким образом, можно сделать вывод, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей, и лучший способ воспитания у детей нормативного речевого поведения – это создание необходимой речевой среды, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности.

Как и многие другие правила, установленные людьми, нормы речи ребенок усваивает преимущественно практическим путем. Ученые-методисты предлагают несколько приёмов и форм эффективных на их взгляд при обучении младших школьников речевому этикету.

Речевая ситуация – 1) ситуация речи, ситуативный контекст рече-вого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста значимых для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.

Речевая ситуация имеет следующие признаки: 1) участники (адресант, адресат, аудитория, 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, используется или устная или письменная речь, условные знаки, 6) событие (например, день Рождения, 7) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.

Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, беседа матери с сыном по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, встреча близких людей.

При обучении младших школьников речевому этикету речевая си-туация является одним из самых эффективных приёмов. Учителю следует подходить с разных сторон: моделировать ситуации вместе с учащимися или давать готовые, разыгрывать ситуации и обязательно обсуждать и анализировать их. Дети должны понять, зачем они это делают, где и когда может пригодиться в жизни.

Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению детей речевому этикету :

- Вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия и речь и учителя

- Вас куда-то пригласили, но вы пойти не можете.

- Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как поступите в такой ситуации?

Беседа.

Такая форма работы при формировании у младших школьников культуры речевого поведения необходима. С помощью беседы учитель может выяснить, какими знаниями обладают учащиеся по конкретной теме, также выяснить точку зрения учащихся, формировать умение строить речевое высказывание, настроить детей на изучение темы.

Например, в начале занятия учитель может провести беседу о значении вежливости в жизни человека

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных си-туациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Игра «Я хотел бы быть таким, как ты».

- В каждом человеке есть много прекрасных черт. Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят нашего класса, и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же… (умным, красивым, радостным и пр., как ты».

Игра «Мое настроение». А сейчас, пожалуйста, покажите свое на-строение без слов (при помощи мимики, остальные угадывают.

Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли.

Например, детям раздаются карточки с различными вариантами поведения в ситуации приглашения. Несколько минут дети знакомятся с информацией. Затем эта разыгрывается ситуация разыгрывается несколько раз и учащиеся выбирают более подходящее поведение и речь участников игры, при этом обосновывая выбранный вариант.

Содержание карточек может быть таким:

1. «Всем привет! У меня завтра день Рождения. Приглашаю вас всех ко мне на праздник в 14.00. буду очень рад вас видеть»

2. «На день Рождения приходите ко мне завтра. Где-нибудь в два часа»

3. «Завтра все идут ко мне на день Рождения. Подарки не забудьте»

4. «Ребята, приходите завтра ко мне в гости. У меня будет день Рождения. Буду ждать»

Учебная дискуссия. Под словом "дискуссия" понимается обмен мнениями во всех его формах. Соответствующая форма обучения заключается в проведении обсуждений по конкретной проблеме. Отличается тем, что ее проблематика нова лишь для группы лиц, участвующих в дискуссии; ее ориентировочный результат известен учителю. Цель учебной дискуссии – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, их анализа. Грамотно организованная учебная дискуссия является фактором развития коммуникативных и аналитических способностей, позволяет выявить уровень представлений по определенной теме, проблеме.

При обучению детей речевому этикету следует применять фрагменты дискуссии и тщательно следить за её ходом, развивать у детей умение слушать другого.

Пример: В дверях стакиваются два мальчика, одному 8 другому 10 лет. Кто должен пропустить? Данная проблема вызывает разные точки зрения учащихся, которые они пытаются аргументировать. После высказанных точек зрения учитель предлагает правильный вариант решения проблемы: пропустит тот, кто вежливее.

Также на занятиях по формированию у детей культуры речевого поведения целесообразно применять наглядно-иллюстративный материал, так как у детей младшего школьного преимущественно наглядно-образное мышление.

Применение представленных приёмов и форм, как мы считаем, эф-фективно на уроках по формированию культуры речевого поведения младших школьников. Необходимо для каждого ребенка создать условия практической деятельности: именно она необходима младшему школьнику для приобретения навыков культуры речевого поведения, для закрепления и реализации полученных знаний.

Список использованной литературы

1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М. : «Академия», 2010.

2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997.- 192 с.

3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/ Д: Феникс,2004. – 384с.

4. Гольдин В. Е. Речь и этикет. М. : Просвещение, 2002.-109 с.

5. Казарцева, О. М. Культура речевого общения : теория и практика обучения : учебное пособие - М. : «Наука», - 2008. - 496с.

6. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведениий. – М: Издательский центр «Академия», 2001.- 256с.

7. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя. – 2-ое изд., перераб. – М. : Просвещение, 2004. – 176 с.

8. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения :Науч. -попул. - М. : Высш. шк., 2005 – 159с.

9. www.5ballov.ru

Публикации по теме:

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Всё о диагностике в детском саду. Аналитическая справка о проведении диагностики Аналитическая справка по результатам отслеживания степени достижений детей в старшей группы Филиала МКДОУ «Галкинский детский сад» за учебный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приёмы и формы обучения детей речевому этикету
Опубликовано: 11 сентября 2014 в 18:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приёмы и формы обучения детей речевому этикету» (включая файлы) размещена пользователем Алтын Тасбаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД