Алтын Тасбаева
Приёмы и формы обучения детей речевому этикету
▼ Скачать + Заказать документы
Приёмы и формы обучения детей речевому этикету
В настоящее время у современных школьников наблюдается несо-блюдение норм речевого поведения. Низкий уровень культуры речевого поведения приводит также к снижению общей культуры ребёнка.
В целом ошибки, связанные с речевым поведением младших школьников, можно поделить на следующие:
Публикация «Приёмы и формы обучения детей речевому этикету» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
1) отсутствие в речи принятых в обществе речевых формул (на-пример, ученик, приходя в класс, не здоровается и не прощается, уходя домой; не применяет в речи простейшие формулы благодарности и извинения)
2) неправильный выбор формулы в определённой речевой ситуации
( ученик утром говорит учителю: «Здрасьте!» и прощаясь: «Всего!», неуместное обращение «ты»)
3) применение слов, имеющих грубую и негативную окраску
(употребление школьниками в форме приветствия слово «Здорово!»; «расселась» вместо «села»; «Ты сегодня красивую юбку напялила»)
4) неверно выбранная интонация (Речевой этикет предполагает искренность и доброжелательность в применении формул. Часто школьники произносят формулы извинения, благодарности или комплименты с недоброжелательной интонацией и явным нежеланием вызвать у собеседника положительные эмоции)
Таким образом, можно сделать вывод, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей, и лучший способ воспитания у детей нормативного речевого поведения – это создание необходимой речевой среды, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности.
Как и многие другие правила, установленные людьми, нормы речи ребенок усваивает преимущественно практическим путем. Ученые-методисты предлагают несколько приёмов и форм эффективных на их взгляд при обучении младших школьников речевому этикету.
Речевая ситуация – 1) ситуация речи, ситуативный контекст рече-вого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста значимых для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.
Речевая ситуация имеет следующие признаки: 1) участники (адресант, адресат, аудитория, 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, используется или устная или письменная речь, условные знаки, 6) событие (например, день Рождения, 7) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации.
Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.
Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, беседа матери с сыном по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, встреча близких людей.
При обучении младших школьников речевому этикету речевая си-туация является одним из самых эффективных приёмов. Учителю следует подходить с разных сторон: моделировать ситуации вместе с учащимися или давать готовые, разыгрывать ситуации и обязательно обсуждать и анализировать их. Дети должны понять, зачем они это делают, где и когда может пригодиться в жизни.
Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению детей речевому этикету :
- Вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия и речь и учителя
- Вас куда-то пригласили, но вы пойти не можете.
- Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как поступите в такой ситуации?
Беседа.
Такая форма работы при формировании у младших школьников культуры речевого поведения необходима. С помощью беседы учитель может выяснить, какими знаниями обладают учащиеся по конкретной теме, также выяснить точку зрения учащихся, формировать умение строить речевое высказывание, настроить детей на изучение темы.
Например, в начале занятия учитель может провести беседу о значении вежливости в жизни человека
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных си-туациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игра «Я хотел бы быть таким, как ты».
- В каждом человеке есть много прекрасных черт. Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят нашего класса, и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же… (умным, красивым, радостным и пр., как ты».
Игра «Мое настроение». А сейчас, пожалуйста, покажите свое на-строение без слов (при помощи мимики, остальные угадывают.
Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли.
Например, детям раздаются карточки с различными вариантами поведения в ситуации приглашения. Несколько минут дети знакомятся с информацией. Затем эта разыгрывается ситуация разыгрывается несколько раз и учащиеся выбирают более подходящее поведение и речь участников игры, при этом обосновывая выбранный вариант.
Содержание карточек может быть таким:
1. «Всем привет! У меня завтра день Рождения. Приглашаю вас всех ко мне на праздник в 14.00. буду очень рад вас видеть»
2. «На день Рождения приходите ко мне завтра. Где-нибудь в два часа»
3. «Завтра все идут ко мне на день Рождения. Подарки не забудьте»
4. «Ребята, приходите завтра ко мне в гости. У меня будет день Рождения. Буду ждать»
Учебная дискуссия. Под словом "дискуссия" понимается обмен мнениями во всех его формах. Соответствующая форма обучения заключается в проведении обсуждений по конкретной проблеме. Отличается тем, что ее проблематика нова лишь для группы лиц, участвующих в дискуссии; ее ориентировочный результат известен учителю. Цель учебной дискуссии – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, их анализа. Грамотно организованная учебная дискуссия является фактором развития коммуникативных и аналитических способностей, позволяет выявить уровень представлений по определенной теме, проблеме.
При обучению детей речевому этикету следует применять фрагменты дискуссии и тщательно следить за её ходом, развивать у детей умение слушать другого.
Пример: В дверях стакиваются два мальчика, одному 8 другому 10 лет. Кто должен пропустить? Данная проблема вызывает разные точки зрения учащихся, которые они пытаются аргументировать. После высказанных точек зрения учитель предлагает правильный вариант решения проблемы: пропустит тот, кто вежливее.
Также на занятиях по формированию у детей культуры речевого поведения целесообразно применять наглядно-иллюстративный материал, так как у детей младшего школьного преимущественно наглядно-образное мышление.
Применение представленных приёмов и форм, как мы считаем, эф-фективно на уроках по формированию культуры речевого поведения младших школьников. Необходимо для каждого ребенка создать условия практической деятельности: именно она необходима младшему школьнику для приобретения навыков культуры речевого поведения, для закрепления и реализации полученных знаний.
Список использованной литературы
1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М. : «Академия», 2010.
2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997.- 192 с.
3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/ Д: Феникс,2004. – 384с.
4. Гольдин В. Е. Речь и этикет. М. : Просвещение, 2002.-109 с.
5. Казарцева, О. М. Культура речевого общения : теория и практика обучения : учебное пособие - М. : «Наука», - 2008. - 496с.
6. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведениий. – М: Издательский центр «Академия», 2001.- 256с.
7. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя. – 2-ое изд., перераб. – М. : Просвещение, 2004. – 176 с.
8. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения :Науч. -попул. - М. : Высш. шк., 2005 – 159с.
9. www.5ballov.ru