Римма Купчина
Презентация «Зрение и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Основное значение человеческой речи – служить средством общения между людьми. При помощи речи ребенок может поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников, не имеющих проблем со зрением. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести. При отсутствии логопедической помощи, дети, поступая в школу, попадают в группу риска. Поэтому так важно, именно в дошкольном возрасте, своевременно оказать логопедическую помощь ребенку.
Публикация «Презентация „Зрение и речь“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2020
В наш сад поступают дети, имеющие основной дефект – зрение, а иногда как следствие и вторичный – недостатки речевого развития, и осуществлять коррекцию дефектов речи у этих детей необходимо с учетом их зрительных особенностей. В результате проводимой комплексной коррекционной работы удается помочь детям чувствовать себя полноценными и сформировать желание достигать положительного результата в любом варианте взаимодействия с окружающим миром. И что самое главное, удается подготовить ребенка к следующему этапу развития, к обучению в школе.
Слайд 2
Полноценная и самостоятельная речь, основанная на четких представлениях об окружающем мире – один из ведущих факторов умственного, эмоционального и нравственного развития ребенка. Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Отражение действительности является сложным процессом, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы, обеспечивающие целостность восприятия предметов и явлений.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи.
Слайд 3
Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Но динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее.
Замедленность формирования речи проявляется ещё в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающим миром, людьми, а также бедностью предметно-практического опыта. Выпадение или серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных, оказывающих сильное эмоциональное воздействие свойств и качеств предметов. Это ведет к замедлению процесса познания действительности и сказывается на темпах речевого развития. Нарушается формирование артикуляции звуков речи, основанных не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии.
Слайд 4
У детей-логопатов отмечаются: Ограниченный активный словарь, находится на низком уровне соотношение слова и образа предмета и употребление обобщающих понятий, в речи встречаются аграмматизмы, предложения простые,2-3 словные, связная речь не развита, формирование фонематического анализа и синтеза находится на низком уровне, страдает звукопроизношение. Нарушаются все компоненты речи.
Слайд 5
Логокоррекционная работа начинается с индивидуального, углубленного обследования, при котором определяется характер речевого нарушения,а также учитывается зрительный диагноз и которая в дальнейшем строится на дидактических и специфических принципах. К последним относятся принципы коррекционного обучения: учет вторичных и первичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание компенсаторной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровня сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности речевого материала.
Слайд 6
В системе работы с детьми осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медсестры- ортоптистки, психолога, воспитателей, муз. руководителя и инструктора по физкультуре. Системный подход обеспечивает активизацию всех сохранных анализаторов. Эффективность работы специалистов достигается посредством взаимодействия друг с другом. Это ведение журналов взаимосвязи, включение коррекционных задач других специалистов в планирование, участие в консилиумах.
Также работа с детьми, имеющими нарушения речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны родителей. Многие из них не имеют даже элементарных представлений о том, как они могут помочь в данной ситуации. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильно направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения.
Слайд 7
Работа с детьми с нарушениями зрения требует от логопеда дополнительных знаний в области офтальмологии и тифлопедагогики, владением соответствующими приемами обучения, знаний применения средств наглядности. Работая с такими детьми учитель-логопед корректирует не только развивает речь, но и познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка чередуя в своих занятиях умственную, речевую, и зрительную нагрузку с двигательной. Так как у детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы: нарушение пространственной координации, плохо развита мелкая моторика, имеются пробелы в познавательной сфере.
Строя коррекционно-логопедическую работу необходимо учитывать задачи врача офтальмолога, учитывать периоды лечения, на которых находятся дети, остроту зрения и зрительную нагрузку.
Оборудование кабинета и адаптация пособий к группам зрительной нагрузки является неотъемлемой частью комплексного воздействия на развитие речи у детей с нарушением зрения. Весь используемый в работе дидактический материал адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушением зрения (использование подставок, необходимого для коррекции зрительных нарушений фона, размера и объема дидактических материалов).
Слайд 8,9,10
Коррекционно –логопедические задачи решаются в игровой форме и в предметно-практической деятельности. Основная форма коррекционно-воспитательной работы – это обучение на занятиях с детьми, которые проводятся индивидуально и подгруппой.
Основная цель индивидуальных занятий – эмоциональный контакт, контроль качества речи. Именно на этих занятиях ребенок овладевает правильной артикуляцией каждого звука, автоматизирует и дифференцирует его с другими звуками. Учится правильному дыханию. Развивает мелкую моторику пальцев рук.
Цель подгрупповых занятий – усвоение поставленных звуков, активное использование их в самостоятельной речи. Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование грамматических категорий и развитие навыков связной речи.
Свои занятия я провожу согласно индивидуального плана коррекционно-логопедического воздействия с учетом зрительных задач, основанного на результатах обследования и коррекционных программ:
Ю. В. Рибцун «Коррекционная работа по развитию речи детей 5 года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
«Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
«Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения). (Под ред. Л. М. Плаксиной).
«Комплексной программой «От рождения до школы». (Под ред. Н. Е. Вераксы).
Я обязательно использую:
• Зрительную гимнастику
• Игры и упражнения на развитие зрительных функций (цветоощущение, цветовосприятие и др.)т
• Игры и упражнения на пространственные представления, упражнения для мелкой моторики и зрительно- двигательной координации – штриховка, обводка, мозаика, графические диктанты, дорисуй по точкам и др;
• задания на умение понимать изображения перспективы и озвучивать их – при рассматривании сюжетных картин: что находится на переднем плане, на заднем, что выше, что ниже и т. д.)
• Использую игры, направленные на развитие психических процессов.
В своих занятиях применяю индивидуальный подход. Дети с нарушениями зрения менее внимательны, им требуется многократное повторение инструкции, особое внимание обращаю на зрительные возможности ребенка (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности, использование подставок). Провожу игры на развитие слухового внимания. Учитывая особенности слабовидящих детей, обращаю внимание на расширение и активизацию словарного запаса, правильность соотнесения слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи. Очень важно поощрять детей за малейшие успехи, добиваться веры в свои силы и возможности.
Слайд 11
Свои занятия я предпочитаю проводить в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий, использую элементы двигательной активности. Все занятия стараюсь проводить эмоционально, динамично, чтобы ребенок был постоянно заинтересован и не утомлялся.