МААМ-картинки

Презентация «Зрение и речь»

Римма Купчина
Презентация «Зрение и речь»

Основное значение человеческой речи – служить средством общения между людьми. При помощи речи ребенок может поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников, не имеющих проблем со зрением. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести. При отсутствии логопедической помощи, дети, поступая в школу, попадают в группу риска. Поэтому так важно, именно в дошкольном возрасте, своевременно оказать логопедическую помощь ребенку.

Публикация «Презентация „Зрение и речь“» размещена в разделах

В наш сад поступают дети, имеющие основной дефект – зрение, а иногда как следствие и вторичный – недостатки речевого развития, и осуществлять коррекцию дефектов речи у этих детей необходимо с учетом их зрительных особенностей. В результате проводимой комплексной коррекционной работы удается помочь детям чувствовать себя полноценными и сформировать желание достигать положительного результата в любом варианте взаимодействия с окружающим миром. И что самое главное, удается подготовить ребенка к следующему этапу развития, к обучению в школе.

Слайд 2

Полноценная и самостоятельная речь, основанная на четких представлениях об окружающем мире – один из ведущих факторов умственного, эмоционального и нравственного развития ребенка. Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Отражение действительности является сложным процессом, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы, обеспечивающие целостность восприятия предметов и явлений.

Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи.

Слайд 3

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Но динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее.

Замедленность формирования речи проявляется ещё в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающим миром, людьми, а также бедностью предметно-практического опыта. Выпадение или серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных, оказывающих сильное эмоциональное воздействие свойств и качеств предметов. Это ведет к замедлению процесса познания действительности и сказывается на темпах речевого развития. Нарушается формирование артикуляции звуков речи, основанных не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии.

Слайд 4

У детей-логопатов отмечаются: Ограниченный активный словарь, находится на низком уровне соотношение слова и образа предмета и употребление обобщающих понятий, в речи встречаются аграмматизмы, предложения простые,2-3 словные, связная речь не развита, формирование фонематического анализа и синтеза находится на низком уровне, страдает звукопроизношение. Нарушаются все компоненты речи.

Слайд 5

Логокоррекционная работа начинается с индивидуального, углубленного обследования, при котором определяется характер речевого нарушения,а также учитывается зрительный диагноз и которая в дальнейшем строится на дидактических и специфических принципах. К последним относятся принципы коррекционного обучения: учет вторичных и первичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание компенсаторной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровня сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности речевого материала.

Слайд 6

В системе работы с детьми осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медсестры- ортоптистки, психолога, воспитателей, муз. руководителя и инструктора по физкультуре. Системный подход обеспечивает активизацию всех сохранных анализаторов. Эффективность работы специалистов достигается посредством взаимодействия друг с другом. Это ведение журналов взаимосвязи, включение коррекционных задач других специалистов в планирование, участие в консилиумах.

Также работа с детьми, имеющими нарушения речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны родителей. Многие из них не имеют даже элементарных представлений о том, как они могут помочь в данной ситуации. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильно направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения.

Слайд 7

Работа с детьми с нарушениями зрения требует от логопеда дополнительных знаний в области офтальмологии и тифлопедагогики, владением соответствующими приемами обучения, знаний применения средств наглядности. Работая с такими детьми учитель-логопед корректирует не только развивает речь, но и познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка чередуя в своих занятиях умственную, речевую, и зрительную нагрузку с двигательной. Так как у детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы: нарушение пространственной координации, плохо развита мелкая моторика, имеются пробелы в познавательной сфере.

Строя коррекционно-логопедическую работу необходимо учитывать задачи врача офтальмолога, учитывать периоды лечения, на которых находятся дети, остроту зрения и зрительную нагрузку.

Оборудование кабинета и адаптация пособий к группам зрительной нагрузки является неотъемлемой частью комплексного воздействия на развитие речи у детей с нарушением зрения. Весь используемый в работе дидактический материал адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушением зрения (использование подставок, необходимого для коррекции зрительных нарушений фона, размера и объема дидактических материалов).

Слайд 8,9,10

Коррекционно –логопедические задачи решаются в игровой форме и в предметно-практической деятельности. Основная форма коррекционно-воспитательной работы – это обучение на занятиях с детьми, которые проводятся индивидуально и подгруппой.

Основная цель индивидуальных занятий – эмоциональный контакт, контроль качества речи. Именно на этих занятиях ребенок овладевает правильной артикуляцией каждого звука, автоматизирует и дифференцирует его с другими звуками. Учится правильному дыханию. Развивает мелкую моторику пальцев рук.

Цель подгрупповых занятий – усвоение поставленных звуков, активное использование их в самостоятельной речи. Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование грамматических категорий и развитие навыков связной речи.

Свои занятия я провожу согласно индивидуального плана коррекционно-логопедического воздействия с учетом зрительных задач, основанного на результатах обследования и коррекционных программ:

Ю. В. Рибцун «Коррекционная работа по развитию речи детей 5 года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

«Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

«Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения). (Под ред. Л. М. Плаксиной).

«Комплексной программой «От рождения до школы». (Под ред. Н. Е. Вераксы).

Я обязательно использую:

• Зрительную гимнастику

• Игры и упражнения на развитие зрительных функций (цветоощущение, цветовосприятие и др.)т

• Игры и упражнения на пространственные представления, упражнения для мелкой моторики и зрительно- двигательной координации – штриховка, обводка, мозаика, графические диктанты, дорисуй по точкам и др;

• задания на умение понимать изображения перспективы и озвучивать их – при рассматривании сюжетных картин: что находится на переднем плане, на заднем, что выше, что ниже и т. д.)

• Использую игры, направленные на развитие психических процессов.

В своих занятиях применяю индивидуальный подход. Дети с нарушениями зрения менее внимательны, им требуется многократное повторение инструкции, особое внимание обращаю на зрительные возможности ребенка (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности, использование подставок). Провожу игры на развитие слухового внимания. Учитывая особенности слабовидящих детей, обращаю внимание на расширение и активизацию словарного запаса, правильность соотнесения слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи. Очень важно поощрять детей за малейшие успехи, добиваться веры в свои силы и возможности.

Слайд 11

Свои занятия я предпочитаю проводить в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий, использую элементы двигательной активности. Все занятия стараюсь проводить эмоционально, динамично, чтобы ребенок был постоянно заинтересован и не утомлялся.

Прикреплённые файлы:

rima-yurevna_q3rro.pptx | 1965,79 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группыКонспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.

Дидактические игры «Мяч и речь»Дидактические игры «Мяч и речь» Мяч и речь Речь – сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, ситуации,.

Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь»Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь» «Удод – птица 2016 года» Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению.

Интегрированное занятие в средней группе «Берегите зрение»Интегрированное занятие в средней группе «Берегите зрение» Занятие по ФЭМП в средней группе с интеграцией образовательных областей : речевое, социально-коммуникативное,познавательное развитие. В соответствии.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Лэпбук «Глаза и зрение»Лэпбук «Глаза и зрение» Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы: Глаза – орган зрения человека. Наш главный помощник,.

Лэпбук «Развиваем речь»Лэпбук «Развиваем речь» Уважаемые педагоги, хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию речи. Лэпбук – «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Консультация для родителей «Сохраним зрение у детей» Сохраним зрение у детей Профилактика нарушений зрения – одна из важнейших задач для родителей в современном мире. И чем раньше Вы начнете.

Удивительный дар — зрение!Удивительный дар — зрение! Как объяснить слепому, Слепому, как ночь, с рожденья, Буйство весенних красок, Радуги наважденье? Юлия Друнина Ни для кого не является открытием,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Зрение и речь»
Опубликовано: 12 октября 2020 в 19:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД