Получи документы

Презентация «Зрение и речь»

Римма Купчина
Презентация «Зрение и речь»
▼ Скачать + Заказать документы

Основное значение человеческой речи – служить средством общения между людьми. При помощи речи ребенок может поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников, не имеющих проблем со зрением. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести. При отсутствии логопедической помощи, дети, поступая в школу, попадают в группу риска. Поэтому так важно, именно в дошкольном возрасте, своевременно оказать логопедическую помощь ребенку.

Публикация «Презентация „Зрение и речь“» размещена в разделах

В наш сад поступают дети, имеющие основной дефект – зрение, а иногда как следствие и вторичный – недостатки речевого развития, и осуществлять коррекцию дефектов речи у этих детей необходимо с учетом их зрительных особенностей. В результате проводимой комплексной коррекционной работы удается помочь детям чувствовать себя полноценными и сформировать желание достигать положительного результата в любом варианте взаимодействия с окружающим миром. И что самое главное, удается подготовить ребенка к следующему этапу развития, к обучению в школе.

Слайд 2

Полноценная и самостоятельная речь, основанная на четких представлениях об окружающем мире – один из ведущих факторов умственного, эмоционального и нравственного развития ребенка. Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Отражение действительности является сложным процессом, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы, обеспечивающие целостность восприятия предметов и явлений.

Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи.

Слайд 3

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Но динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее.

Замедленность формирования речи проявляется ещё в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающим миром, людьми, а также бедностью предметно-практического опыта. Выпадение или серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных, оказывающих сильное эмоциональное воздействие свойств и качеств предметов. Это ведет к замедлению процесса познания действительности и сказывается на темпах речевого развития. Нарушается формирование артикуляции звуков речи, основанных не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии.

Слайд 4

У детей-логопатов отмечаются: Ограниченный активный словарь, находится на низком уровне соотношение слова и образа предмета и употребление обобщающих понятий, в речи встречаются аграмматизмы, предложения простые,2-3 словные, связная речь не развита, формирование фонематического анализа и синтеза находится на низком уровне, страдает звукопроизношение. Нарушаются все компоненты речи.

Слайд 5

Логокоррекционная работа начинается с индивидуального, углубленного обследования, при котором определяется характер речевого нарушения,а также учитывается зрительный диагноз и которая в дальнейшем строится на дидактических и специфических принципах. К последним относятся принципы коррекционного обучения: учет вторичных и первичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание компенсаторной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровня сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности речевого материала.

Слайд 6

В системе работы с детьми осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медсестры- ортоптистки, психолога, воспитателей, муз. руководителя и инструктора по физкультуре. Системный подход обеспечивает активизацию всех сохранных анализаторов. Эффективность работы специалистов достигается посредством взаимодействия друг с другом. Это ведение журналов взаимосвязи, включение коррекционных задач других специалистов в планирование, участие в консилиумах.

Также работа с детьми, имеющими нарушения речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны родителей. Многие из них не имеют даже элементарных представлений о том, как они могут помочь в данной ситуации. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильно направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения.

Слайд 7

Работа с детьми с нарушениями зрения требует от логопеда дополнительных знаний в области офтальмологии и тифлопедагогики, владением соответствующими приемами обучения, знаний применения средств наглядности. Работая с такими детьми учитель-логопед корректирует не только развивает речь, но и познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка чередуя в своих занятиях умственную, речевую, и зрительную нагрузку с двигательной. Так как у детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы: нарушение пространственной координации, плохо развита мелкая моторика, имеются пробелы в познавательной сфере.

Строя коррекционно-логопедическую работу необходимо учитывать задачи врача офтальмолога, учитывать периоды лечения, на которых находятся дети, остроту зрения и зрительную нагрузку.

Оборудование кабинета и адаптация пособий к группам зрительной нагрузки является неотъемлемой частью комплексного воздействия на развитие речи у детей с нарушением зрения. Весь используемый в работе дидактический материал адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушением зрения (использование подставок, необходимого для коррекции зрительных нарушений фона, размера и объема дидактических материалов).

Слайд 8,9,10

Коррекционно –логопедические задачи решаются в игровой форме и в предметно-практической деятельности. Основная форма коррекционно-воспитательной работы – это обучение на занятиях с детьми, которые проводятся индивидуально и подгруппой.

Основная цель индивидуальных занятий – эмоциональный контакт, контроль качества речи. Именно на этих занятиях ребенок овладевает правильной артикуляцией каждого звука, автоматизирует и дифференцирует его с другими звуками. Учится правильному дыханию. Развивает мелкую моторику пальцев рук.

Цель подгрупповых занятий – усвоение поставленных звуков, активное использование их в самостоятельной речи. Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование грамматических категорий и развитие навыков связной речи.

Свои занятия я провожу согласно индивидуального плана коррекционно-логопедического воздействия с учетом зрительных задач, основанного на результатах обследования и коррекционных программ:

Ю. В. Рибцун «Коррекционная работа по развитию речи детей 5 года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

«Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

«Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения). (Под ред. Л. М. Плаксиной).

«Комплексной программой «От рождения до школы». (Под ред. Н. Е. Вераксы).

Я обязательно использую:

• Зрительную гимнастику

• Игры и упражнения на развитие зрительных функций (цветоощущение, цветовосприятие и др.)т

• Игры и упражнения на пространственные представления, упражнения для мелкой моторики и зрительно- двигательной координации – штриховка, обводка, мозаика, графические диктанты, дорисуй по точкам и др;

• задания на умение понимать изображения перспективы и озвучивать их – при рассматривании сюжетных картин: что находится на переднем плане, на заднем, что выше, что ниже и т. д.)

• Использую игры, направленные на развитие психических процессов.

В своих занятиях применяю индивидуальный подход. Дети с нарушениями зрения менее внимательны, им требуется многократное повторение инструкции, особое внимание обращаю на зрительные возможности ребенка (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности, использование подставок). Провожу игры на развитие слухового внимания. Учитывая особенности слабовидящих детей, обращаю внимание на расширение и активизацию словарного запаса, правильность соотнесения слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи. Очень важно поощрять детей за малейшие успехи, добиваться веры в свои силы и возможности.

Слайд 11

Свои занятия я предпочитаю проводить в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий, использую элементы двигательной активности. Все занятия стараюсь проводить эмоционально, динамично, чтобы ребенок был постоянно заинтересован и не утомлялся.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группыКонспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.

Дидактические игры «Мяч и речь»Дидактические игры «Мяч и речь» Мяч и речь Речь – сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, ситуации,.

Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь»Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь» «Удод – птица 2016 года» Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению.

Интегрированное занятие в средней группе «Берегите зрение»Интегрированное занятие в средней группе «Берегите зрение» Занятие по ФЭМП в средней группе с интеграцией образовательных областей : речевое, социально-коммуникативное,познавательное развитие. В соответствии.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Лэпбук «Глаза и зрение»Лэпбук «Глаза и зрение» Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы: Глаза – орган зрения человека. Наш главный помощник,.

Лэпбук «Развиваем речь»Лэпбук «Развиваем речь» Уважаемые педагоги, хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию речи. Лэпбук – «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Консультация для родителей «Сохраним зрение у детей» Сохраним зрение у детей Профилактика нарушений зрения – одна из важнейших задач для родителей в современном мире. И чем раньше Вы начнете.

Удивительный дар — зрение!Удивительный дар — зрение! Как объяснить слепому, Слепому, как ночь, с рожденья, Буйство весенних красок, Радуги наважденье? Юлия Друнина Ни для кого не является открытием,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Зрение и речь»
Опубликовано: 12 октября 2020 в 19:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Зрение и речь»» (включая файлы) размещена пользователем Римма Купчина (УИ 98956) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД