Любовь Ванникова
Педагогический проект в старшей группе «Здоровый образ жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Красные камни»
Педагогический проект
по формированию здорового образа жизни
«Здоровый образ жизни с детства –
путь к здоровью навсегда»
Проект
«Здоровый образ жизни с детства –
путь к здоровью навсегда»
Публикация «Педагогический проект в старшей группе „Здоровый образ жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Место проведения проекта : Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Красные камни
Тип проекта : практико-ориентированный, информационно- игровой
По содержанию: социально - педагогический.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Срок реализации: февраль 2021 – май 2022
Разработчик проекта : Ванникова Л. А
Участники проекта :
• воспитатели – Ванникова Л. А. Питайчук В. В.
• дети старшей-подготовительной группы
• родители воспитанников,
• старшая медсестра –
Актуальность:
Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем все более высокие требования к человеку и его здоровью.
Формирование здорового подрастающего поколения – стратегическое направление государственной политики нашей страны. Оно регламентируется и обеспечивается различными нормативно-правовыми документами международного, федерального, регионального и местного уровня. Не смотря на то, что государство уделяет большое внимание формированию ЗОЖ и сохранению, укреплению здоровья подрастающего поколения, с каждым годом возрастает количество детей имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса. Причины этого связаны с целым рядом социальных проблем, слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи, санитарным состоянием окружающей среды, ухудшением структуры питания, увеличением доли гиподинамии в повседневной жизни, отклонениями в состоянии физического, а также психического развития и здоровья детей.
Социально-гинетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека на 20 % зависит от наследственных факторов, на 20 % от природного окружения, на 7–10 % от уровня здравоохранения и на 50 % от образа жизни человека. (Ю. П. Лисицын, Г. К. Зайцев и др.). Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии ЗОЖ. А. А. Ошкина в своем исследовании выделила следующие элементы ЗОЖ (выполнение режима дня, соблюдение культурно-гигиенических процедур, рациональное питание, двигательная деятельность, наличие медицинской активности, закаливание, осуществление психоэмоциональной регуляции своего поведения)
Безусловно, корни формирования ЗОЖ закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки. Для того, чтобы выработалась привычка вести ЗОЖ необходимо приобщить ребенка к ЗОЖ, а именно: сформировать знания и представления о здоровье, способах ведения ЗОЖ; умения и навыки совершать действия ЗОЖ; привычку вести ЗОЖ; развивать потребность совершать это постоянно и получать от этого удовлетворение.
Таким образом, старший дошкольный возраст является определяющим этапом в формировании представлений о ЗОЖ. Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников возможно в силу их психофизиологических особенностей, которые охватывают когнитивную, эмоциональную, мотивационную, поведенческую сферы. В этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития всех содержательных (соблюдение режима дня, двигательная активность и т. д.) и структурных (когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий) компонентов ЗОЖ. Поэтому, перед нами, педагогами, стал вопрос: каковы организационно-педагогические условия формирования основ ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза проекта - формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при реализации следующих организационно-педагогических условий : организации психолого-педагогической работы с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ ЗОЖ, взаимодействие с семьями воспитанников по принципу сотрудничества.
Цель проекта : Создание условий для формирования основ ЗОЖ у старших дошкольников
Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:
Педагогическое направление
• Расширение и обогащение знаний и представлений детей об элементах ЗОЖ, способах его ведения;
• Формирование положительного эмоционально-оценочного отношения к основам ЗОЖ;
• Формирование устойчивой мотивации к ведению основ ЗОЖ, развитие умения отражать имеющиеся знания в деятельности и поведении.
Организационное направление
• Обогащение развивающей предметно –пространственной среды группы.
• Создание научно – методической базы: комплексно–тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о ЗОЖ и план работы с родителями, конспектов занятий, развлечений, сценариев, картотеки авторских игр (подвижных игр с дидактической направленностью, картотеки художественных произведений по данной теме.
• Участие в методической работе д/ с: выставки, семинары, открытые занятия, с целью приобретения знаний, опыта по данной теме.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
Срок реализации – февраль- май (2021)
Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач.
2 этап – исследовательский.
Срок реализации – июнь 2021 –сентябрь 2021
Содержание работы - обследование детей, изучение и анализ полученного материала.
3 этап – основной.
Срок реализации – сентябрь 2021- май 2022
Содержание работы – организация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта. Составление отчётов. Прогнозирование дальнейшей деятельности в данном направлении. Обобщение материалов.
Механизм реализации проекта
Наименование этапов работ Мероприятия Результат
1 этап – подготовительный. 1. Изучение методической и медицинской литературы.
2. Подбор диагностического аппарата. 1. Разработка перспективного (комплексно-тематического) плана.
2. Диагностические карты и методики обследования.
2 этап – исследовательский. 1. Проведение диагностики детей по методикам Ошкина А. А. «Диагностика сформированности здорового образа жизни у выпускников детского сада»
2. Изучение результатов диагностики
3. Анкетирование родителей.
4. Изучение развивающей среды группы 1. Показатели развития стопы.
2. Статистический анализ.
3. Аналитическая справка.
4. Аналитическая справка.
3 этап – основной. 1. Создание материально-технической базы.
2. Реализация перспективного плана в различных видах детской деятельности через организацию НОД, совместной деятельности педагога с детьми.
3. Организация консультпункта для родителей «»; реализация перспективного плана работы с родителями. 1. Пополнение базы наглядных пособий и моделей, дидактических игр, изготовление нестандартного оборудования.
2. Разработка картотеки ПИДН
- Овладение разными видами массажа.
3. Сплочение семьи. Закрепление практических навыков. Приобщение к ЗОЖ.
Технологическая карта реализации мини -проектов в рамках
проекта «Здоровый образ жизни с детства – путь к здоровью навсегда»
Этапы проекта Деятельность детей Деятельность руководителя Деятельность родителей Результат каждого этапа
1. Поисковый Сформулировать проблему, задают вопросы Погружает в проблему путем мотивации Обратили внимание на то, что многие дети не болеет? Почему? Сформулировать проблему: «Где прячется здоровье?»
2. Аналитический Получают задание узнать об элементах ЗОЖ, что-нибудь интересное и рассказать это другим детям. Рассматривание иллюстраций, книг, видеопрезентаций Формирует цель, задачи. Помогает выяснить, что нужно для решения поставленных задач Собирают информацию Сформулировать цель, задачи, наметить план работы над проектом
3. Практический Изготовление докладов, участие в практической части работы (лепка, рисование, аппликация, конструирование) Наблюдает, помогает Проводят совместную работу с детьми: Рассматривают картинки, читают энциклопедии, выбирают понравившуюся ребенку тему Выполнение плана работы
4. Презентационный Выступают с докладом, представляют свои работы Организует и проводит презентации Доклады, рисунки, книги.
5. Контрольный Высказывают свое мнение о проделанной работе Подводит детей к оценке своей работы и других детей Поощрение
Предполагаемый результат:
• У детей будут сформированы знания и представления элементах ЗОЖ, способах его ведения; сформирована мотивация к ведению основ ЗОЖ, умения и навыки ведения ЗОЖ.
• Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивных мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
• Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
• Педагоги и родители пополнят знания об элементах ЗОЖ и его способах ведения.
В качестве негативных последствий можно прогнозировать:
1. Потерю интереса и мотивации к осуществлению работы над проектом.
2. Снижение качества работы вследствие новизны проекта.
3. Потерю интереса и желаний детей.
4. Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с ДОУ;
Продукт проекта :
1. Пополнение развивающей среды группы
2. КВН «Быть здоровым – это модно!»
3. Анкетирование родителей по проблеме формирования ЗОЖ у выпускников детского сада.