Папки-передвижки

Памятка для учащихся «Учимся писать сжатое изложение»

Лидия Трухина
Памятка для учащихся «Учимся писать сжатое изложение»
▼ Скачать + Заказать документы

Учимся писать сжатое изложение

ПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста)

1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст).

Способы (как сделать) :

• по началу текста;

• по ключевым словам;

• по ключевым эпизодам;

• по поступкам или размышлениям героев (автора);

• по заглавию текста.

2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст)

Способы (как это сделать) :

• по настроению, которое вызывает прочтение текста;

• по отношению автора к событиям, героям;

Темочки:

• по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.

Способы (как сделать) :

• в повествовании - по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу;

• в описании - по предмету речи и его значимым, существенным признакам;

• в рассуждении - по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу.

4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Способы (как сделать) :

• по выделению главной мысли в абзаце;

• по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью;

• по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца.

У хорошего плана есть ряд достоинств:

1. Это самая краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.

2. Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.

3. Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.

4. Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?

Планы бывают нескольких типов, основные из них – вопросный, назывной и тезисный.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждой смысловой части соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана важно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например, как., почему., но не есть ли., сделал ли. и т. п.). Секрет в том, что такие словосочетания предполагают только ответ «да» или «нет», а вопросы с вопросительными словами заставляют дать развернутый ответ, который ведет к следующему пункту плана и помогает увязать эти пункты между собой.

Назывной план – план в виде ключевых словосочетаний, часто с отглагольными существительными, передающими основное содержание смысловых пунктов текста (например, «Разговор героев о дружбе»).

Тезисный план – план из тезисов (утверждений) глагольного строя, то есть это целые предложения (например, «Герои разговаривают о важности дружбы в жизни»). Такой план всегда чуть более подробен, его уместно применять для записи содержания достаточно больших текстов. Для работы с экзаменационным изложением лучше всего подходит назывной план.

Работа с планом начинается после первого чтения текста. Понятно, что сразу получится только некий скелет, который после второго чтения обрастет «мясом» важных деталей. После того как план готов, нужно попробовать пересказать текст по частям и в целом. Разумеется, в условиях экзамена не всегда на это есть время, но нужно постараться, поскольку эта работа – очередной этап самоконтроля, который поможет не только выяснить, насколько хорошо содержание текста улеглось в памяти, но и проверить себя, отметить то, что требует доработки. Только после этого можно приступать к написанию изложения.

ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста)

1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.

Способы (как сделать) :

• по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).

2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).

3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Способы (как это сделать) : использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

• лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;

• лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения :

• необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;

• не объединять микротемы в один абзац;

• каждый абзац начинать с красной строки;

• объём изложения - 90-100 слов;

• пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского План–конспект урока Тема урока: Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского Цели урока: 1) познакомить с текстом.

Концептуальное изложение педагогического опыта «Квест-игра как средство познавательного развития старших дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» (МАОУ СОШ № 1) ул. Ленина, д. 26, г. Тобольск,.

Консультация для родителей «Учимся писать графический диктант с детьми» Консультация для родителей. Учимся писать графический диктант с детьми. Часто бывает так, что дети устают от долгого ожидания и родители.

Консультация для родителей «Развиваем руки — чтоб учиться и писать и красиво рисовать!»Консультация для родителей «Развиваем руки — чтоб учиться и писать и красиво рисовать!» Пластилин, тесто, глина – великолепные материалы для детского творчества. Но речь пока не идет о создании каких–то узнаваемых образов. Самостоятельно.

Презентация у уроку русского языка «Обучающее изложение» в 4 классе УМК «Школа России» Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста.

Проект «Учимся дружить»Проект «Учимся дружить» Актуальность : Дружба, друзья – эти слова обозначают одно из самых замечательных явлений нашей жизни и знакомо оно каждому из нас еще с.

Релаксация. Учимся расслабляться Научитесь расслабляться везде, в любое время, в любой обстановке. Поначалу придется приучать себя. Но вам это понравится. А потом все будет.

Учимся перерассказывать УЧИМСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ Короткие рассказы и методика обучения пересказу Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы,.

Конспект занятия «Учимся рассуждать»Конспект занятия «Учимся рассуждать» Мы все хотим видеть наших детей образованными людьми,умеющими рассуждать логически и аргументировать свои ответы. Всем этим фактам способствует.

Учимся вырезать вместе Процесс вырезания – это развитие моторики, ловкости, логического мышления, фантазии и усидчивости. В дальнейшем – аккуратного письма. С.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для учащихся «Учимся писать сжатое изложение»
Опубликовано: 18 августа 2019 в 18:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка для учащихся «Учимся писать сжатое изложение»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Трухина (УИ 1990299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД