Галина Курченко
Взаимосвязь развития двигательной и речевой систем у ребенка
▼ Скачать
Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (Павлов, Леонтьев, Лурия). В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики, так же как и их нарушения идут «параллельно». Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме под названием «Гомункулюс (человечек) Пенфилда».
Публикация «Взаимосвязь развития двигательной и речевой систем у ребенка» размещена в разделах
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.