Анна Корень
Презентация «Постановка звуков [Ч], [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляция звука ч
• Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
• Зубы не смыкаются;
• Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;
• Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;
• Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
• Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Упражнение.
Публикация «Презентация „Постановка звуков [Ч], [Щ]“» размещена в разделах
Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.
Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к небу, полезно упражнение «цоканье» .
Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вдохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться
Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.
Артикуляция звука [Щ] :
• губы в легкой улыбке, зубы видны;
• зубы сближены;
• широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;
• посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
• мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
• голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Упражнение.
Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребенок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части. Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук Ш. Будет слышаться звук Щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления пальцем. Необходимо добиться долгого звучания. Для большей убедительности при произнесении звука логопед произносит звук Щ вместе с ребенком.
Примечание. Какие могут быть ошибки при постановке звука щ?
1. При выдыхании (когда произносится звук Ш) кончик языка отходит от альвеол. Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука Щ слышится звук Ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука Ш.
2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из-под пальца и продвигается в глубь рта (за альвеолы, то звук Щ не слышен, либо слышен неясно.
Упражнение без помощи логопеда. Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок
Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца.
Для постановки звука щ можно воспользоваться звуком с. Ребенок несколько раз произносит слог си или са с протяженным свистящим элементом: си, си. Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.
Если правильно произносится звук Ч то от него легко получить звук щ, протянув завершающий звук ч фрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова