Лариса Сергеева
Презентация опыта работы по реализации проекта «С чистым сердцем и любовью. Изучение чувашского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги!
1. Сегодня я хочу поделиться своим оптом работы по реализации проекта по
«С добрым сердцем и любовью».
2. В своей работе по этому направлению, как основу и ориентир, я использую парциальную программу Белоусовой Р. Ю., Егоровой А. Н., Калинкиной Ю. С. «С чистым сердцем и любовью».
Особенность программы в том, что она содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников с выдающимися земляками и на их примере содействовать формированию представлений о добродетелях и потребности у детей в следовании хорошим нравственным примерам.
Публикация «Презентация опыта работы по реализации проекта „С чистым сердцем и любовью, Изучение чувашского фольклора“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
3. Любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный.
Любовь к Родине, к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, жилищу, к своей улице, к своему детскому саду, к родному городу.
Работая с детьми, каждая из нас может сказать, что наши дети-дошкольники очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Именно этим мы, педагоги, и должны воспользоваться.
4. Т. к. тема очень обширная, я для себя выбрала несколько направлений и стараюсь интегрировать их во все образовательные области:
1. Фольклор
2. Декоративно – прикладное искусство
3. Краеведение
5. Фольклору отводится заметное место в выполнении задач нравственного развития. Из поколения в поколение человечество передает своим потомкам ценный опыт бытия. Все это дошло до нас в виде пословиц, поговорок, сказок, былин, песен, загадок, которые хранят в себе духовное и нравственное богатство.
6. В рамках городского фестиваля мы познакомились детей с чувашскими традициями, чувашскими календарными праздниками на основе народного фольклора.
7. Чувашские народные праздники - это уникальная возможность для детей знакомиться с народными танцами, песнями, обрядами. Нужно отметить, что проведение праздников на основе народного календаря вошло в традицию нашего детского сада. Например "Акатуй" - весенний праздник чувашей.
8. В неделю чувашской культуры и искусства был организован день чувашских игр «Игры Батыра» Дети с большим удовольствием участвовали в чувашских народных играх «Перетяни канат», «Ш нк равсем» (Колокольчик, «Кто сильнее». Воспитывая детей на народных традициях, развивается национальное самосознание, а значит и уважение и любовь к своему народу, к своей национальной культуре.
9. К вашему вниманию представлена электронная коллекция
Электронная коллекция "Чувашские сказки и предания» –
https://www.nbchr.ru/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=1439
2. Чувашские загадки
https://nasledie.nbchr.ru/nasledie/literatura/folklor/chuvashskie-zagadki/
Сказки и легенды - https://nasledie.nbchr.ru/nasledie/literatura/folklor/skazki/
4. Чувашские пословицы – https://nasledie.nbchr.ru/nasledie/literatura/folklor/poslovitsy/
5. Чувашские народные игры - https://nasledie.nbchr.ru/nasledie/literatura/folklor/igry/
Направление «Фольклор». Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям фольклорных жанров, к ценностям родной культуры. Данный блок позволяет через малые фольклорные жанры познакомить детей со средствами выразительности родного языка, обогатить познавательный и нравственный опыт детей; учат видеть особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, знакомит с народными праздниками.
10. Следующее направление работы- декоративно прикладное искусство. В группе была организована выставка «День народных ремесел», где много интересных вещей с элементами чувашского декоративно-прикладного искусства принесли родители.
11. Проведение чувашских посиделок «Улах» также надолго запомнился детям. Праздник завершился чаепитием и каждый участник посиделок унес в своем сердце частичку добра, хорошего настроения и уважения к традициям чувашской культуры.
12. В рамках празднования 100-летия образования Чувашской автономной области в детском саду прошел мастер-класс по чувашской вышивке.
«Декоративно-прикладное искусство» призван знакомить детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготовлено изделие, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывать при этом чувство формы, ритма. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями, народными праздниками, поэтому этот блок является неотъемлемой частью всех других блоков.
Направление «Краеведение» призвано познакомить детей с жилищем чувашского человека, предметами народного быта, красотой национального костюма; развить интерес к старинным играм и забавам.
13. Следующее направление-Краеведение. В детском саду функционирует мини-музей «Чувашская изба», где для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.
Попадая в мини-музей, дошкольники погружаются в мир старинного чувашского быта, получают возможность «окунуться в чувашский быт», приобщиться к культурному наследию своего народа.
14. В «Чувашской избе» представлены предметы быта: вьюшка для наматывания ниток, кадка, лапти, 15. прядильная машинка, национальные костюмы чувашского народа и многое другое. Все эти предметы обязательно использую в образовательной деятельности по ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Акатуй», «Сурхури-Рождество», «Масленица- Шеварни». Музей постоянно пополняется. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного труда педагогов, детей и родителей. Считаю, наличие мини - музея одним из достоинств детского сада.
16. В День чувашского языка и рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя современной чувашской письменности Ивана Яковлева провели «Творческий вечер». Также в музее отметили «Праздник самовара» приятным чаепитием.
17. Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, основанного на традициях русского Православия. Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Мы с детьми просмотрели презентацию «Православные храмы города Чебоксары». На основе православия и духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий мы сможем вырастить нравственно здоровое поколение.
18. Все мероприятия проводятся согласно тематическому планированию образовательной деятельности, которая состоит из 3 разделов:
18. 1-Семья,
19. 2 раздел-Добро и зло,
20. 3-Малая родина.
21. Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств дала положительные результаты. Дети стали более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности,, долга, сострадания, чувство гордости за свои хоть и маленькие, но уже результаты.
У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников.