Лариса Плоцких
Консультация «Обучение дошкольников предметному рисованию при помощи ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время информационно – коммуникативные технологии являются одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием, широко использовать их в своей педагогической деятельности, должен идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.
Информационные технологии – это не только компьютеры, но и телевизор, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование, то есть всё то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для родителей
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
В процессе образовательной деятельности с детьми воспитатель может использовать аудиовизуальный ряд, медиа-презентации, развивающие и дидактические игры, как для подгруппы детей, так и для индивидуальной работы с ребенком, и, конечно, при разработке образовательных технологий уже не обойтись без включения ИКТ.
ИК технологии позволяют:
- повысить заинтересованность ребенка в процессе познания,
- сделать учебную деятельность личностно значимой,
- значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений,
- добиться длительной концентрации внимания воспитанников,
- добиться более прочного закрепления новых получаемых знаний.
ИКТ в ДОУ могут применяться и в виде компьютерных программ, слайд – фильмов. Компьютерные программы обычно приобретают готовыми, а создание слайдов-фильмов и презентаций по силам большинству педагогов. Мы можем создать фильм или презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные к конкретному занятию. Рассмотрим это направление применительно к обучению детей приемам рисования.
ИКТ широко используются:
- во время знакомства с творчеством художников (например, «Исаак Левитан», «И. И. Шишкин – певец русского леса» и т. д.);
- при изучении жанров изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, графика, и т. д.);
- при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома», «Русская матрёшка», «Русский костюм»;
- при изучении законов композиции.
- в предметном рисовании.
Предметное рисование – это изображение отдельно взятого предмета по представлению и с натуры.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, является формирование следующих умений:
- изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением;
- изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным;
- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
- развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
ИКТ можно использовать во время предметного рисования:
- при проведении физминуток,
- гимнастики для глаз;
- для повышения мотивации к дальнейшей деятельности и развития познавательных способностей используя в водной части как сюрпризный момент (отрывок из мультфильма, сказки, документальных фильмов – о животных, растениях, о праздниках).
- схемы для рисования;
- видеоролики, презентации, обучающие рисованию;
- дидактические игры.
Схемы для рисования
Поэтапное рисование — несложная методика, которая помогает развить творческие способности ребенка, вне зависимости от его природных данных. Наиболее подходит для детей старшего дошкольного возраста.
Схемы для поэтапного рисования можно легко найти, скопировать и распечатать. Подобные схемы есть в каждой группе, они объединены в картотеки, альбомы. В подготовительной группе, например, подобные схемы («Машины», «Деревья», «Снегурочка», «Цветы», «Животные») вывешивались для просмотра и самостоятельного рисования в центре изобразительной деятельности. Подобные схемы, когда есть возможность воспользоваться экраном или монитором телевизора, можно предложить детям в процессе обучения рисованию какого-либо предмета или объекта. Крупное изображение помогает детям лучше рассмотреть детали и выделить этапы и последовательность рисования.
Поэтапные схемы можно использовать и в работе с родителями, предлагая им порисовать с детьми на досуге.
Раскраски
Раскраски с использованием ИКТ это:
- Обычные раскраски, распечатанные с помощью цифровой аппаратуры
- Игры-раскраски
- Раскраски в графических редакторах.
Игры-раскраски не несут большой образовательной ценности. Подходят для индивидуальной работы и работы дома с родителями.
В графических редакторах имеется большое количество различных художественных материалов доступных детям: карандаши, фломастеры, тушь, перо, различные краски, разнообразные фоны, эффекты. В графических редакторах дети могут создавать рисунки, аппликации, фотоколлажи, заниматься графикой, живописью, дизайном.
Работая в графических редакторах, дети активны, не боятся ошибаться, любое изображение они могут легко корректировать. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед неуспехом.
Использование подобных программ формирует у детей предпосылки дизайнерских умений. Они упражняются в выстраивании композиции, соблюдении пропорций, сочетании цветов в рисунке. Это формирует креативность ребенка, умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.
Мультимедийные презентации — наиболее часто используемая в детском саду форма ИКТ, в том числе и на занятиях по изодеятельности.
Мультимедийные презентации дают возможность обеспечить «доступ к недоступному». Например, провести знакомство с творчеством художника или народным декоративно-прикладным промыслом, произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале.
Мультимедийные презентации помогают организовать виртуальное посещение дошкольниками различных музеев, картинных галерей, что может помочь проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов.
Еще одна из задач обеспечения наглядности, которую может решить мультимедийная презентация - способствовать комплексному восприятию ребенком объекта выбранного педагогом для занятия по рисованию, созданию обобщенного образа, представления о данном объекте.
Например:
Если планируется научить детей передавать объект в разных позах, движениях – для этого мы подберем и покажем объект в разных положениях, например, человек в разных позах, животное, которое лежит, стоит, смотрит наверх, лакает молоко и т. д.
При обучении детей рисованию птиц, можно использовать комплекс мультимедийных средства: непосредственно сама презентация с изображением птиц сидящих на ветке дерева, парящих в воздухе, высиживающие яйца в гнездах и т. д., схема изображения птиц, аудиозапись «Голоса птиц», которая накладывается на картинку в презентации.
Интерактивные дидактические игры
Интерактивные дидактические игры применяются при обучении детей рисованию при объяснении приемов рисования и для их закрепления.
Например:
«Собери картинку»
Цель: закрепление представлений о последовательности рисования.
На экране демонстрируются набор деталей, которые необходимо собрать вместе, расположить на слайде так, чтобы получился определенный объект или предмет. Например, учим детей изображать животное. У меня на слайде - детали для лисы. Опытные педагоги знают, что необходимо объяснить и показать последовательность работы - сначала нужно нарисовать туловище, потом рисуется голова, а затем - другие части тела. Словесное объяснение в данном случае сопровождается соответствующими действиями на экране.
«Движущиеся детали»
Цель: формирование у детей представлений о связях между расположением деталей и действием объекта.
Детям предлагается, например, нарисовать уточку, которая плывет вправо, влево, или смотрит вверх или опускает голову в воду, при этом обращаем внимание детей на то, что от расположения головы будут зависеть движения уточки.