Камалова
Презентация о жизни и творчестве П. И. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Чайковский - душа русской музыки. Жизненный и творческий путь П. И. Чайковского" предназначен для применения его педагогами при проведении уроков музыкальной литературы курса русской музыкальной классики в ДМШ и ДШИ. Данный материал также может быть рекомендован для учителей музыки общеобразовательных учреждений.
В разработке представлен материал, способствующий закреплению и обобщению знаний учащихся, подтверждающий патриотическую направленность творческого наследия композитора и его вклад в мировую музыкальную культуру.
Авторы: Константинова Н. Н., Камалова З. Г., Кузнецова Е. С.
Публикация «Презентация о жизни и творчестве П, И, Чайковского» размещена в разделах
Предмет: музыкальная литература.
Класс: 6
Тема урока: «Чайковский- душа русской музыки».
Актуальность: воспитание обучающихся в духе нравсвенности, патриотизма и любви к Родине посредством музыкального образования на примере произведений русского композитора.
Цель урока: углубление, расширение и обобщение знаний учащихся о личности П. И. Чайковского, его творческого наследия и вкладе в мировую музыкальную культуру.
Задачи урока:
1. Систематизировать знания учащихся в области жизни и творечества великого русского композитора П. И. Чайковского.
2. Развивать музыкальное мышление на образно-художественном уровне, доступном детям с учетом психологических особенностей возраста; научить анализировать музыкальнын произведения и сопоставлять их с произведениями литературы.
3. Воспитывать у учащихся музыкальный вкус, любовь и уважение к Родине, чувство патриотизма посредством знакомства с лучшими произведениями композитора.
4. Доказать патриотическую направленность творчества П. И. чайковского и его историческое значение в мировой музыкальной культуре.
5. Приобщить учащихся к исполнению вокальных и фортепианных произведений композитора.
Тип урока: комбинированный урок обобщения и систематизации знаний.
Жанр урока: урок-путешествие по этапам жизненного пути и творчества композитора.
Форма урока: диалог.
Виды деятельности: прослушивание и просмотр произведений композитора, исполнение фортепианных и вокальных произведений преподавателями и учащимися, дискуссия, размышление, эссе, слайдовая презентация.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вступление - тема урока.
3. Диалог с учащимися по вопросам биографии и творчества композитора с прослушиванием фрагментов произведений.
4. Анализ музыкальных произведений.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
6. Домашнее задание.
Оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр, фортепиано.
Ход урока
Организационный момент: звучит «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Преподаватель: Добрый день, дорогие ребята! Какая прекрасная музыка звучит. Кто может назвать произведение и его автора?
Учащиеся: Звучит музыка Чайковского из балета «Щелкунчик» «Танец Феи Драже»
На экране портрет композитора П. И Чайковского.
Преподаватель: Сегодня наш урок посвящен творчеству великого русского композитора П. И. Чайковского, которому сегодня исполняется 175 лет со дня рождения. Имя Петра Ильича дорого любителям музыки всего мира. Свое творчество Чайковский посвятил человеку - его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью, борьбе с силами зла. В музыке композитора - вся жизнь человеак с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил Чайковский, он всегда искренен и правдив.
На экране фото семьи Чайковского
Преподаватель: Когда и где родился П. И. Чайковский?
Учащиеся: П. Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске, в семье горного инженера, управляющего воткинскими заводами.
Преподаватель: Что вы знаете о детстве и семье Чайковского, его музыкальных впечатлениях в детстве?
Учащиеся: маленький Петя с детства любил природу и русские народные песни, которые звучавли повсюду. В семье кроме Пети было еще две сестры и четыре брата. Воспитанием и обучением детей занималась гувернантка Фанни Дюрбах. Она учила детей читать по-французски, сочинять стихи. Иногда в гостиной заводили оркестрину, механический инструмент, на котором звучала музыка В. Моцарта.
В доме часто проводились музыкальные вечера, где звучали произведения композиторов-классиков и крестьянские народные песни.
Способности к музыке проявились у Чайковского рано : в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал наброски своих первых произведений. Чайковскому суждено было родиться в замечательной семье
Преподаватель: В каком учебном заведении Петр Ильич получил образование?
Учащиеся: В 10 лет родители отдали его в Училище правоведения в Петербурге. Именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и слушали, как Чайковский играл и импровизировал на рояле.
Преподаватель: Где работал Чайковский после окончания Училища правоведения?
Учащиеся: когда ему исполнилоась 22 года он поступил на службу в Министерстве юстиции. Однако служба его мало привлекала. Он постоянно посещал концерты и оперные театры. Слушая музыку западно-европейских композитров, Моцарт оставался самым любимым
Преподаватель: В каком году Чайковский поступил в консерваторию? Кто был его учителем?
Учащиеся: В Петербургскую консерваторию Петр Ильич поступил в 1862 году. Его учителем, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый композитор и пианист Антон Григорьевич Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге.
Преподаватель: Когда Чайковский переехал в Москву и как складывалась его дальнейшая судьба как музыканта?
Учащиеся: В 1866 году Чайковский переехал в Москву и начал преподавать в Московской консерватории.
Уже в первые годы работы Чайковский становится одним из самых известных композиторов. Постепенно его музыку узнают в Европе. В качестве дирижера он побывал в Праге, Берлине, Париже, Лондоне. В 1891 году он дал концерт в США и в знак признания заслуг композитора ему была присуждена почетная степень доктора Кембриджского университета.
Преподаватель: Творческое наследие П. И. Чайковского разнообразно и широко в жанровом отношении. Он писал произведения во всех музыкальных жанрах. Это оперы, симоническая музыка, романсы, камерные сочинения, произведения для фортепиано.
Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений.
Как называется цикл пьес для детей и что послужило поводом к его созданию?
Учащиеся: Этот цикл пьес для фортепиано называется "Детский альбом". Поводом к его сочинению послужило общение с детьми семьи сестры Анны Ильиничны Давыдовой в Каменке, где часто бывал композитор. Посвятил Чайковский свой "Детский альбом" племяннику Володе, который очень любил музыку и хотел стать музыкантом.
Преподаватель: Чему посвящены пьесы "Детского альбома"?
Учащиеся: Цикл состоит из 24 пьес, в которых отражен яркий мир детских игр, танцев, случайных впечатлений. Слушатели как будто проживают с воображаемым героем-ребенком из дворянской семьи 19 века целый день - с утра до вечера.
В исполнении учащихся на фортепиано звучат пьесы "Болезнь куклы", "Итальянская песенка". Как вариант, "Итальянская песенка" звучит в вокальном исполнении.
Преподаватель: Мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно назвать "Музыкальный дневник путешествий", включает несколько пьес с национальным колоритом. Одну из них - "Итальянскую песенку", мы уже послушали.
Какие еще пьесы этого цикла можно отнести к песенкам-путешествиям?
Учащиеся: "Неаполитанскую песенку", " Немецкую песенку", "Старинную французскую песенку".
Преподаватель: Сейчас послушаем эти пьесы в исполнении учащихся.
Как в "Детском альбоме" Чайковского отразились впечатления детства и любовь к русской народной музыке?
Учащиеся: В сборнике три пьесы, посвященные руской теме. Это "Русская песня", "Мужик на гармонике играет", "Камаринская".
Преподаватель: Правильно. Мы послушаем известную "Камаринскую" в исполнении фортепианного ансамбля.
Преподаватель: Последняя пьеса «Детского альбома» - «В церкви» прозвучит в исполнении учащейся.
Преподаватель: Какой еще сборник пьес написал П. И. Чайковский для фортепиано?
Учащиеся: Цикл «Времена года». В нем 12 пьес-картин, в которых композитор выразил свою любовь к природе.
Преподаватель: Наиболее яркими и запоминающимися являются пьесы «Масленица»-февраль, «Баркарола»-июнь, «Осенняя песнь»-октябрь.
Сейчас вы посмотрите видеофрагмент и попробуйте определить, какая пьеса будет звучать?
Видеофрагмент - «Масленица»
Учащиеся: Эта пьеса называется «Масленица», так как мы видим яркую, красочную картину народного праздника, наполненную юмором, удалью, весельем.
Преподаваетель: Правильно вы определили — это пьеса «Масленица». Потому что композитор написал ее в мажоре, в аккордовой фактуре, используя весь диапазон фортепианной клавиатуры. С яркими акцентами в теме. Одна из лучших пьес этого цикла написана в жанре элегии - «Осенняя песнь». В это небольшом по объему произведению — вдохновенный образ октября, живописный пейзаж русской осени.
«Осенняя песнь» звучит в исполнении фортепианного ансамбля.
Преподаватель: «Баркарола». Эта пьеса написана в жанре песен венецианских гондольеров. Мелодия выразительная, широкая, изображает спокойное, неторопливое покачивание волн. Это произведение мы послушаем в исполнении вокального ансамбля.
Звучит «Баркарола».
Преподаватель: Какой музыкальный жанр у Чайковского был любимым? Назовите наиболее известные произведения этого жанра.
Учащиеся: Самый любимый жанр композитора — опера. Петр Ильич любил ее больше симфоний и романсов. В творческом наследии Чайковского 10 опер. Самые известные - «Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама».
Преподаватель: Одним из популярных и часто исполняемых номеров из оперы «Пиковая дама» является дуэт Лизы и Полины, который прозвучит в исполнении вокального дуэта.
Звучит дуэт Лизы и Полины.
Преподаватель: Какой музыкальный жанр впервые появился в творчестве П. И. Чайковского?
Учащиеся: Жанр балета. Чайковский является автором трех известных балетов на сказочные сюжеты - «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». В которых он вополтил мечту о добре, любви и счастье.
Преподаватель: В переложении для фортепиано мы послушаем «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», в основе содержания которого старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе, превращенной в белого лебедя.
Звучит «Танец маленьких лебедей в исполнении учащегося.
Преподаватель: В последние годы своей жизни Чайковский написал балет «Щелкунчик», наверное самый любимый детьми. Эта сказка стала символом новогоднего праздника. А о чем же она рассказывает?
Учащиеся: Сказка рассказывает о том, как зарождающееся чувство любви героини Маши побеждает злые силы и освобождает от колдовства прекрасного юношу, которого колдун превратил в Щелкунчика.
Преподаватель: многие отечественные и зарубежные режиссеры любят экранизировать в мультипликации произведения русских и зарубежных композиторов-классиков.
Смотрим на экране видеофрагмент мультфильма «Щелкунчик».
Видеофрагмент «Щелкунчик».
Преподаватель: Московский период жизни композитора стал временем создания его выдающихся произведений. Среди наиболее известных — 1 концерт для фортепиано с оркестром. Музыкальный материал этого сочинения Петр Ильич почерпнул в украинскмх песнях, бывая в Каменке. В России концерт впервые исполнил С. И. Танеев, ученик П. И. Чайковского. Именно Первый концерт стал первым классическим образцом этого жанра в русской музыке. Мы посмотрим видеофрагмент концерта в исполнении Дениса Мацуева-популярного на сегодняшний день исполнителя.
Видеофрагмент первого концерта.
Преподаватель: Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где дирижировал своим последним произведением — Шестой симфонией, а через несколько дней заболел холерой и скончался. Похоронен композитор в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Память о великом художнике увековечена во многих городах России и зарубежья. Музеи его находятся в Клину, Воткинске и Алапаевске. Именем Петра Ильича названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве.
С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского, обязательным произведением пианистов которого является Первый концерт для фортепиано с оркестром композитора.
Музыка Петра Ильича Чайковского, как завещание любви ко всему живому и ко всем живущим, будет сопровождать нас и тех, кто придет после нас. Как существует небо, земля, вода и солнце, также будет жить музыка великого чародея, могущественного покорителя звуков, композитора, оказавшего огромное влияние на мировую культуру — Петра Ильича Чайковского.
Сегодня мы провели обобщающий урок по творчеству П. И. Чайковского. Как вы думаете, в чем значение творчества этого великого русского композитора?
Учащиеся: Чайковский — самый исполняемый в мире композитор; его музыка самая популярная в мире. Петр Ильич сочинял произведения во всех музыкальных жанрах. Его балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» стали настоящим открытием в этом жанре. Основная тема творчества Чайковского — борьба человека за счастье, добро, свет и свободу, против сил тьмы, против жестокости и насилия.
Домашнее задание: написать небольшое эссе на тему «Мое любимое произведение П. И. Чайковского».
Список литературы
1. Шорникова М. Музыкальная литература. Третий год обучения. -Ростов н / Д: Феникс, 2007.
2. Смирнова Э. Русская музыкальная литература для