Кругликова Оксана
Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, включать средства обучения, материалы, инвентарь, инструменты, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование. Регулярные занятия в уголках группы способствуют формированию и развитию умений детей во всех видах образовательной деятельности: познавательной, художественно-эстетической, игровой, двигательной, речевой, трудовой.
Публикация «Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Книжный уголок – необходимый элемент развивающей среды в детском саду. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему захочется это сделать. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги : и новые, красивые и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок книги должен быть рабочим, а не парадным. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность детям общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги.
Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
К устройству уголка предъявляется ряд требований:Рациональная организация. Книжный уголок располагается в светлом месте группы (желательно наличие окон слева и справа). Предусматривается возможность искусственного освещения (электрические бра или настольная лампа). Книжный уголок находится в отдалении от игрового, физкультурного и музыкального центров — здесь тихо, есть возможность уединения с книгой.
Педагогическая целесообразность. В книжном уголке каждый ребёнок может проявить самостоятельность и личную заинтересованность.
Эстетичность. Уголок оформляется в немного отличном стиле от основного помещения группы. В качестве украшения могут выступать предметы народно-прикладного искусства по мотивам сказок, репродукции картин на литературные сюжеты.
Соответствие возрасту. Подбор книг, тематики и форм работы в рамках литературного уголка осуществляется педагогом с учётом возрастных особенностей подопечных.
Удобство. Книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.
Безопасность. Не рекомендуется использование в уголке книжных шкафов со стеклянными дверцами, с осторожностью — навесных полок. С детьми проговариваются правила обращения с электрическими приборами (если есть в уголке настольная или настенная лампы, установлен проигрыватель для прослушивания аудиозаписей стихотворений и сказок, ножницами и клеем во время ремонта книг.
Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы. Существуют разные варианты оформления уголка.
Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.
В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.
Задачи книжного уголка
Общими для всего процесса обучения в ДОУ задачами библиотечного уголка являются :
1. Образовательные задачи
создание положительной мотивации к обучению чтению;
знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями;
знакомство с классиками детской литературы;
обучение поиску знаний в художественных текстах.
2. Развивающие задачи
формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора;
развитие эмоционального отклика на содержание книг;
развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;
формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов;
развитие памяти и фантазии;
стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса.
3. Воспитательные задачи
привитие любви к литературе;
воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;
нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д.
Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОУ»
Цель - знакомство с книгой, её строением и содержанием: обложка, корешок, страницы, заглавие, текст, иллюстрации; рассматривание книжных иллюстраций с целью узнавания книжных персонажей и эпизодов; изучение книг про животных; развитие мелкой моторики при изучении необычных книг для самых маленьких: книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками, прорезями, пальчиковыми игрушками и др. ; формирование навыка обращения с книгой.
В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.
Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.
Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам (не более 5листов)
Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.)
Книжки разного формата : книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки
Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками)
Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.)
Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками
Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных, сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами (можно в виде картотеки)
Тематические альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Сказки», «Домашние животные» и др.)
Речевые игры «Назови одним словом», «Кто как кричит?», «Назови детеныша животного» и др.
Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т. д.).
Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»
Цель - обучение способам починить книгу; формирование умения детально рассматривать иллюстрации, называть средства выразительности, которые использовал художник; формирование умения пересказывать сюжет посредством проведения дидактических игр.
В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).
Сказки, стихи, рассказы, произведения фольклора (см. программный материал)
Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками (сказка «Репка» иллюстрированная художниками Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым);
Тематические альбомы: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года» и др. ;
Открытки, иллюстрации для рассматривания по содержанию худ. произведения;
Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения, сюжетные картинки (можно оформить в виде картотеки)
Портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;
Тематические выставки книг: «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей», «Стихи А. Барто» и др. (1 раз в квартал);
Речевые игры: «Угадай сказку», «Угадай героя сказки», «Что сначала, что потом» и пр.
Материал для ремонта книг
Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.
Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т. д.). Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для настольного театра. Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СТАРШЕЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОУ»
Цель - развитие познавательных интересов через изучение книг об окружающем мире, животных и растениях, космосе, динозаврах и т. д. ; формирование гражданских черт личности посредством включения в библиотечный уголок книг о значении родины в жизни человека, о важных событиях в истории страны; знакомство с различными видами печатной продукции: газеты, журналы, брошюры; рассматривание иллюстрированных энциклопедий: дети учатся понимать не сюжетные картинки, а графические изображения процессов, систем, моделей; изучение тематических выставок в книжном уголке, посвящённых творчеству какого-либо писателя, празднику или памятному событию.
Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 8-10 и 10-12 разных книг :
учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;
в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
книги, отражающие тематику недели;
2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. художественные произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях (рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления);
юмористические журналы и книги (С. Маршак, С. Михалков, Н. Носов, В. Драгунский, Э. Успенский). Общение с этими произведениями развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе;
энциклопедии, подборки научно-популярных журналов
интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки
книги – самоделки, состоящие из рассказов и рисунков детей, записанных взрослыми
тематические альбомы («Времена года», «Профессии взрослых» и др.
тематические выставки («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова, «Сказки А. С. Пушкина», «Дети в стихах А. Барто», «Книжки малышки», «Времена года в поэзии», связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником и пр.); цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
речевые игры
наборы предметных и сюжетных картинок
Для детей 5-7 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.
Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.
Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.
Интересной может быть беседа о писателях и их книгах.
Цель – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.