Елена Сергеевна Коршунова
Детский фитнес как способ физического воспитания и оздоровления дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме».
Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. В определенной мере помочь в этом может детский фитнес.
Публикация «Детский фитнес как способ физического воспитания и оздоровления дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
Детский фитнес — это сочетание различных общеукрепляющих упражнений. Занятие может включать в себя, как упражнения на осанку, так и упражнения с предметами, хореографию, и другие виды физической активности. В первую очередь, детский фитнес — это спортивная программа, разработанная с учетом физической подготовки и возраста ребенка. На занятиях детским фитнесом дети не только развивают ловкость и гибкость, но и выплескивают накопившуюся энергию, играя с друг с другом.
Использование элементов детского фитнеса в ДОО (на занятиях по физической культуре, в рамках физкультурных мероприятий) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей. На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия с элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие - активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.
В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился. Спектр фитнес-технологий, используемых мною в работе с детьми, многообразен и включает в себя:
ритмическую гимнастику или аэробику,
степ-аэробику,
фитбол-гимнастику,
игровой стретчинг,
занятия на тренажерах.
При организации занятия по физической культуре, в подготовительную её часть фитнес-технологии входят в форме :
1. Игроритмики - это разнообразные варианты ходьбы и бега, согласованные с музыкой – ходьба на каждый счет и через счет, хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта в процессе движения, сочетание ходьбы с хлопками, бегом, подскоками, прыжками, галопом;
2. Игрогимнастики – строевые упражнения с выполнением заданий под музыкальное сопровождение: «Номера», «Музыкальное перестроение».
Одна из самых современных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста – занятия с использованием тренажеров. В работе с детьми я использую как простейшие тренажеры, так и сложного устройства: степы, мячи - фитболы, диски здоровья, детские резиновые эспандеры, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты. Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и гантели до 0,5кг, медболы, шведские стенки, коррекционные мячи большого диаметра, массажные коврики.
В организованной деятельности тренируется сердечно-сосудистая система, дыхательная, развивается общая выносливость, приобретаются двигательные умения и навыки, способствующие укреплению здоровья дошкольников, а также формируется интерес и потребность в занятиях физкультурой и спортом. Занятия на тренажерах начинаются с 1 минуты и с простых упражнений.
Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т. д., выполняя в такой форме физические упражнения. С подражания образу воспитанники познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание и т. д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата: рук; ног; позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм.
Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Высота ступеньки определяется с помощью теста: Ребенок должен:
1. Безбоязненно подниматься на ступеньку.
2. Заскакивать на нее с легкостью.
3. Спускаться с доски с помощью одного шага.
4. Стоять на ней уверенно.
Это нестандартное пособие, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно - сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
Детский стэп – одно из любимых занятий детей. Сначала дети выполняют движения под счет, затем под музыку. Занятие едет без пауз, в режиме нон-стоп. В течение отведенного времени никто не стоит просто так, одно движение сменяет другое. Новое упражнение я включаю в занятие, чередуя его с уже известными, «диктуя» голосом шаги и элементы. Практически все упражнения, вошедшие в разработанные мной комплексы «подсказаны» детьми. Важно только внимательно наблюдать, какие движения вдруг начинают делать, случайно заскочив на платформу или внутри образовавшейся в занятии паузы. Платформы применяют разнообразно: шагают и вокруг них, в эстафетах – как препятствие, которое нужно обежать, или перепрыгнуть.
Степ-аэробика помогает разрабатывать суставы и формировать свод стопы, развивает выносливость, координацию и равновесие, вестибулярный аппарат, тренирует сердце, нормализует артериальное давление. Степ не только способствует сжиганию большого количества калорий, но и дает необходимую эмоциональную разрядку, улучшает настроение и оздоравливает организм. Аэробика оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализуются артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата. Весьма важно, что эта аэробика достаточно эффективна для тех групп мышц, которые очень трудно задействовать: ягодиц, задней части бедра и приводящих мышц бедер. Особое внимание хочу обратить на развитие мышц толчковой ноги у тех детей, которые регулярно занимаются степ - аэробикой. Им легко даются прыжковые упражнения, и выполняются более качественно.
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Решает целый комплекс задач: развитие двигательных качеств; обучение основным двигательным действиям; развитие и совершенствование координации движений и равновесия; укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития; улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя; улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; развитие мелкой моторики и речи; адаптация организма к физической нагрузке.
Фитбол - гимнастика всегда проходит на повышенном эмоциональном подъ ме и интереса у детей, что является эффективным методом оздоровления детей. Упражнения с предметами позволяет укрепить разные группы мышц, развить ловкость, внимание, повысить гибкость.
Дети сами выбирают вид упражнений, взрослый направляет движения детей, выполняет страховку при сложных упражнениях, рекомендует те или иные упражнения.
Подвижные игры создают атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение задач и поэтому имеют место на каждом занятии. Планируя процесс физического развития детей с использованием детского фитнеса, согласно принципу интеграции, мною возможно комбинирование фитнес-технологий друг с другом : «фитбол-гимнастика и силовая гимнастика с гантелями», «степ-аэробика и силовая гимнастика с гантелями», метод круговой тренировки – «степ-аэробика и фитбол-гимнастика» и т. д.
Успешным результатом этой работы я вижу: большой интерес и активность детей, снижение заболеваемости детей посещающих детский сад; повышение положительной динамики уровня развития навыков у детей по овладению своим телом. Использование элементов фитнес-технологий в работе с детьми дошкольного возраста способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.