МААМ-картинки

Куклотерапия как эффективный метод коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Шишкина Валентина Вячеславовна
Куклотерапия как эффективный метод коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Куклотерапия- как эффективный метод коррекции

эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

1 слайд

Дошкольный возраст является периодом приобщения к миру общечеловеческих ценностей. И важную роль играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние окружающих. Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста является одной из приоритетных целей образовательных программ.

Роль эмоций и воли в формировании личности очень велика, поскольку они оказывают огромное влияние на большинство познавательных процессов. Кроме того, они влияют на то, каким дошкольник увидит окружающий мир и как он будет воспринимать его в будущем.

2 слайд

Для развития и коррекции ЭВС мною активно используется метод куклотерапии. Куклотерапия-проективная методика из арт-терапии, которая используется для диагностики и коррекции состояния ребёнка. В качестве основного приёма психокоррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Она рождает у ребёнка чувство безопасности. Именно через неё ребёнок получает возможность выразить свои эмоции.

Анализируя действия с куклой, обнаруживаются истинные причины личностных проблем ребёнка. Наблюдая за манипуляциями, которые ребёнок совершает с куклой, психолог получает информацию об особенностях семейного воспитания, об уровне его нравственности, о его тревогах.

Не зря гласит пословица: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Кукла-своеобразное психологическое зеркало, которое помогает увидеть истинное отношение к себе, к текущей жизненной ситуации. Она показывает скрытые проблемы человека, актуализирует эмоции, связанные с тем или иным состоянием, потому, что через куклу человек создаёт образ собственного «Я».

3 слайд

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

-коммуникационную (установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив);

-релаксационную-снятие эмоционального напряжения;

-развивающую- развитие психических процессов;

-обучающую-обогащение информацией об окружающем мире, формирование познавательного интереса, приобщение к народной культуре, традициям своего народа;

-воспитательную-психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

-коррекционную- куклотерапия создаёт предпосылки не только для коррекции ЭВС, но и для речевого и психического развития, личностного роста, оптимизации межличностных отношений.

4 слайд

В чём помогает куклотерапия и какие виды кукол при этом используются?

1) Умение управлять эмоциями- театрализованные куклы;

2) Самовыражение-любые виды кукол;

3) Приобретение социальных навыков-решение этой задачи возможно с любым видом кукол;

4) Развитие коммуникативных навыков-марионетки, пальчиковые, куклы-бибабо, тряпичные куклы;

5) Развитие мелкой моторики-пальчиковые, тряпичные, марионетки, куклы-бибабо;

6) Разрешение внутренних конфликтов- тряпичные куклы.

7) Развитие речи-любые виды кукол;

8) Коррекция отношений в семье-марионетки, тряпичные куклы;

9) Профилактика и коррекция страхов -куклы теневого театра, тряпичные куклы.

5 слайд

Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу. Особенно привлекательной для таких целей является тряпичная народная кукла. Это оберег, это и талисман, это и магическая кукла.

В славянской культуре куклы-обереги играют особую роль. Их делали к определённым важным жизненным событиям и к традиционным праздникам. Куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями, они служат защитой, привлекают счастье и благополучие. Куклы обеспечивают связь поколений, выстраивают взаимоотношение с миром.

Кукла начинает работать уже на этапе её создания. Может не получаться грудь, голова, руки, не вяжется платок, поясок, а ведь всё не просто так, всё имеет значение и всё со смыслом. Работая с тем, что тяжело даётся или плохо идёт, мы справляемся с проблемой.

Процесс куклотерапии является коррекционным и проходит в два этапа:

-изготовление кукол (на данном этапе ребёнок выбирает материал, из которого будет мастерить игрушку, подбирает цветовую гамму, фактуру ткани. В процессе создания куклы проявляются личностные качества ребёнка: творческая инициатива, самостоятельность. Взрослый направляет творческий процесс, задаёт уточняющие вопросы о деталях куклы);

-последующая терапевтическая работа с ней. Инсценировка ситуаций: предлагается проиграть тот или иной сюжет, в котором главными действующими персонажами будут куклы. Как правило, предлагаемые ситуации связаны с нравственным выбором. Дети получают возможность пополнения своего запаса моделей поведения, развития коммуникативных навыков.

6 слайд

Увлекаясь процессом изготовления, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Это своего рода медитация. Развивается произвольность психических процессов, воображение, усидчивость, способность к концентрации и мелкая моторика. Процесс изготовления куклы носит терапевтический характер. Кукла, сделанная своими руками, несёт в себе любовь к ребёнку, и ребёнок это чувствует.

Так, при изготовлении «Пеленашки» -куклы для новорожденного для защиты от болезней и нечистой силы, дети учатся заботится о малыше (младший брат, сестра). Могут с этой куклой встретить маму с новорожденным, подарить её при встрече малышу, которого Пеленашка будет оберегать и защищать. Это первая игрушка малыша. Её вкладывали в ладошку и она выполняла функцию массажа. В игре в «Пеленашки» девочки не только разыгрывают общение с ребёнком, но и учатся заботиться о ней. Кукла помогает понять значение женщины на земле.

7 слайд

«Колокольчик» - куколка добрых вестей, танцующая куколка. Очень нравится детям, особенно, как звенят её колокольчики. Это кукла – друг, которая поддержит в моменты грусти. С ней весело, радостно и обязательно будут хорошие вести! (и хорошее настроение не покинет больше вас)

8 слайд

«Кувадка» - защита ребёнка в процессе рождения. Делал эту куклу отец ребёнка. Со временем направленность магического действия изменилась и кувадку вывешивали над колыбелью, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Куклы были яркими и привлекали внимание ребёнка, создавая ему радостное настроение. Аналог современного мобиля-движущейся карусели над кроватью малыша.

9 слайд

«Рождественский Ангел» -символ защиты и надежды на исполнение желаний, веру в лучшее будущее. Преподнесённый «ангел» в подарок, означает заботу о близком человеке и искреннее желание в его благополучие. Ангел символизирует и напоминает о существовании ангела-хранителя, который есть у каждого человека.

10 слайд

«Отдарок-на-подарок» - это первая кукла, которую ребёнок должен сделать сам. Была такая традиция у древнерусского народа- отдариваться. Дарить за услугу или просто хорошее доброе дело. Первый «подарок» дети делали для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят. Учились дети делать эту куколку вместе с бабушкой. Такая кукла говорит о том, что на Руси умели воспитывать через куклу самое важное. Подарок считался обладающим силой и связывал незримой нитью получившего подарок и дарителя, сплетая их судьбы воедино.

11 слайд

«Зерновушка» - оберег, привлекающий в дом достаток и изобилие. Куклу делали после сбора урожая, набивали крупой и хранили весь год на видном месте. Обязательно родители дарили Зерновушку своим детям, начинающим отдельную жизнь. Для детей эта куколка выполняет функцию массажа, релакса (подобие современных игрушек под маркой «антистресс»). Дети очень любят перебирать пальчиками мешочек, наполненный крупой.

12 слайд

«День и ночь» - куклы обереги жилища. Это кукла мудрости и моральной устойчивости, несущей понимание того, что всё в мире переходящее. Как гласит народная пословица: «Утро вечера мудренее». «День и ночь» оберегает смену дня и ночи, соблюдая гармоничный ритм в жизненном пространстве семьи. Эта кукла помогает проработать ночные страхи у ребёнка.

Полюбившиеся куклы сохраняли и передавали детям, даже помнили сколько им лет.

13 слайд

Представляем вашему вниманию пособия, которые стимулируют развитие интереса детей к истории возникновения кукол, способах их изготовления.

- программируемый лого-робот Пчелка и базовое поле «Куклы-обереги» (поле размечено на квадратные сектора, стороны которых равны одному шагу робота. И по заданной команде пчела находит нужный объект. Сочетает в себе идеальные условия для изучения начал программирования, развития воображения и закрепления знаний о куклах в привлекательной для детей форме)

14 слайд

-Лэпбук «Тряпичные куклы». Своего рода тренажер для изготовления кукол. Здесь и схемы, и образцы кукол, тканей, фурнитуры. Картинки с разнообразными видами кукол. Тренировочный валик с ленточками, развивающий умение завязывать узелки, как важный элемент при изготовлении кукол.

15 слайд

-Круги Луллия. «Куклы». Универсальное средство, помогающее наладить контакт с ребёнком, привлечь его внимание, сделать поставленные задачи решаемыми и заодно превратить куклотерапию в увлекательное, полное удивительных открытий и радостных достижений событие. Круги Луллия создают условия для интеллектуального развития, формирования познавательной активности дошкольников, развивают творческое мышление и воображение.

16 слайд

Очень важно включиться в процесс создания куклы ребёнком и взрослым –родителям. Вместе с мамой ребёнок чувствует себя более свободно и непринуждённо. В процессе изготовления куклы происходит непринуждённая беседа, а при необходимости оказывается помощь. Так мы заинтересовали мам, познакомили их с методом куклотерапии и провели мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол.

17 слайд

Вместе мы сделали зерновушку, кувадку, рождественского ангела. Как здорово вместе с мамой сделать куколку своими руками. Сколько в ней душевной теплоты, энергетики, любви. Все остались довольными, вдохновлёнными, счастливыми и полными энтузиазма.

18, 19 слайд

Заинтересовались нашей куклотерапией и педагоги! Так состоялось два мастер-класса «Пеленашка» и «Рождественский ангел». Теперь куколка-оберег есть у каждого педагога, и терапевтический эффект благотворно повлиял на педагогический процесс в целом в нашем детском саду.

20 слайд

И, спустя время, мы получили продолжение от совместных мастер-классов, как обратную связь в куклотерапии. Своего рода, терапевтический эффект проживания возникших жизненных трудностей.

Конечно события в нашей стране -это наши события, наша жизнь, наши переживания. Речь идёт о специальной военной операции. У многих родственники, знакомые находятся на выполнении задания. Им сейчас нелегко, и мы очень переживаем за них. Так родились авторские куклы: солдат, получивший письмо, медсестра, старушка-мать, которая ждёт возвращения сына, девушка-солдатка. С какой значимостью, гордостью эти куклы были подарены нам. Мамы, которые их делали вместе с детьми, почувствовали себя причастными к событиям нашей страны и как могли отразили это в своих куклах.

Мы сразу поддержали желание взрослых и детей помочь нашим воинам, и сделали маленьких ангелочков, которые обязательно поместятся в кармашек солдату-воину и обязательно защитят его. Так, куклотерапия показала свои результаты.

21 слайд

Работая с куклой, изготавливая её самостоятельно можно научиться лучше понимать не только себя самого, но и окружающих. Приобрести навыки адекватного выражения своих чувств и эмоций, обрести талисмана-помощника, дающего прилив сил и радости, которые сохраняются при последующей игре с ним.

22 слайд

В результате проводимой работы куклотерапия позволила объединить интересы ребёнка и взрослого, решить коррекционные задачи в игровой форме, проработать конфликтные ситуации для всей семьи и найти пути выхода из неё. Дети раскрепощаются, проявляют интерес, испытывают положительные эмоции: радость, удивление, идёт активное общение между детьми и взрослыми, исчезают неуверенность, страхи, тревожность. Развиваются все психические процессы, формируется познавательная активность, дети учатся управлять собой и фантазировать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Бинарное занятие по развитию речи и коррекции эмоциональной сферы детей «За кулисами театра» Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Задачи: Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения,.

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Куклотерапия как эффективный метод коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 августа 2024 в 15:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Куклотерапия как эффективный метод коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Шишкина Валентина Вячеславовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД