Светлана Живодрова
Конспект занятия «Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование "Городецкая роспись"
Цели: Продолжать формировать у детей эстетический вкус к искусству, с помощью ознакомления с народными промыслами – городецкая роспись.
Учить приемам городецкой росписи. Закреплять умение пользоваться кистью и красками.
Развивать творчество, воображение, фантазию.
Материал к занятию : Кисти и краски (гуашь) по кол-ву детей, салфетки, вода, полоски бумаги для рисования.
Темочки:
Презентация для детей о городецкой росписи, образцы иллюстраций городецкой росписи.
Предварительная работа: просмотр презентаций, предметов, изделий украшенных в стиле городецкой росписи, беседа об основных элементах росписи, этапах рисования узора (подмалевок, теневка, оживка, дидактическая игра «Собери узор».
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Посмотрите, сегодня я получила посылку из города Городец, который расположен на берегу Волги. Это очень старинный город, в котором создан Музейный квартал и Город мастеров.
А вот и чудо шкатулка, а что же там находиться?
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
(Воспитатель достает диск с презентацией; «Городецкая роспись», просматривают с детьми, беседуют, закрепляют технику рисования. Уточняют, какие используют цвета: красный, синий, зеленый, их оттенки, для оживки используют белую и черную краску,)
Да, замечательные мастера живут в этом городе, а вы хотели бы на минуточку, превратится в мастеров славного города и научиться расписывать. Тогда скорее надевайте фартуки и пойдемте в сою мастерскую.
Сегодня мы свами будем учиться рисовать купавку и розаны.
Но сперва давайте вспомним, как правильно держать кисть.
(Проводиться физкультминутка)
«Держим кисточку»
Держим кисточку вот так:
Рука на локте. Кисточку
держат тремя пальцами,
Это трудно? Нет, пустяк! пальцами выше ее металлической части.
Вправо – влево, вверх и вниз Движения кистью руки по тексту.
Побежала наша кисть.
А потом, а потом Кисточку держат вертикально.
Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски на листе.
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок!
Молодцы! А теперь приступаем к работе.
Рисуем розовый круг, немного отойдя от края листа, закрашиваем его – это будет основа розана. Рядом рисуем голубой круг и так же закрашиваем середину, это будет основа купавки. И еще раз рисуем розан, выбирая для этого розовый цвет. У вас должно получиться три ровных куга, два розового цвета и один голубого.
(На доске для детей есть образец, воспитатель выполняет работу совместно с детьми, последовательно объясняя действия)
Теперь хорошенько вымойте кисточку и приступим к рисованию листочков, для этого нам понадобиться зеленая краска.
Для дальнейшей работы, нам необходимо дать работе немного обсохнуть, а в это время мы отдохнем. Отложите свои кисточки и послушайте:
(Воспитатель загадывает загадки)
Словно чудо тут и там распускается… (розан).
Она круглая, как чашка, а зовут её (ромашка).
Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она (купавка).
Он не броский, круглый он - нераскрывшийся (бутон).
Молодцы, ребята! Вот теперь можно продолжить нашу работу, выполняем второй этап – теневку, для этого нарисуем круги красного цвета в середине розана и синего в середине купавки.
И последний этап работы – оживка, добавим белой краски на наши цветочки и листики. Вот и все наша работа закончена.
(Физкультминутка)
Наши алые цветы распустили лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Трудно ли ребята вам было быть мастерами? Понравилось ли вам создавать узоры? Вы очень старались и у вас все получилось.
На следующем занятии мы свами попробуем расписать для выставки разделочные доски. Молодцы!
(Ребята убирают свое рабочее место, делятся впечатлениями, рассматривая рисунки друг друга)
Цель:
Познакомить детей с элементами рисования городецкой росписи.
Задачи:
- Познакомить детей с изделиями городецких мастеров, и выделять основные элементы городецкого узора;
- Упражнять в рисовании городецкого цветка (купавка розового цвета, в нанесении оживки с помощью кончика кисти;
- Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
- развивать чувства ритма, цвета, композиции, эстетическое восприятие, умение красиво располагать узор в заданной форме.
- воспитывать у детей чувства патриотизма и гордости за наше культурное наследие;
- воспитывать у детей интерес и уважение к труду мастеров; приобщение детей к народному искусству, традициям и обычаям.
Словарная работа: (купавка,, палитра, оживка,, теневка, подмалевка)
Материал:
Для воспитателя: Образцы узоров разных элементов, создана развивающая, иллюстрации работ городецких мастеров, гуашь, две кисти белка №3, №5, картонные заготовки разделочной доски, салфетки, палитра.
Для детей: Картонные заготовки досок, краска гуашь: красная, синяя, белая, зеленая, кисти белка №3, №5, баночки с водой, салфетки, палитра.
Предварительная работа:
Рассмотреть изделия и иллюстрации с городецкой росписью; чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, пение частушек, слушанье народной музыки, беседы о русских традициях; рисование городецкой росписи (купавки) тонирование разделочных досок красками. Презентация «Городецкая роспись».
Ход занятия:
. Приветствие: «Здравствуй, небо голубое»
Здравствуй небо голубое
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй, матушка земля
Здравствуйте мои друзья.
.
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и им подарим наши улыбки!
Ведь от улыбок становится светлее и радостнее вокруг.
-Ребята, посмотрите в каком красивом и необычном наряде я сегодня перед вами стаю!
Но я не случайно так оделась.
Я сегодня хочу вас пригласить в путешествие на ярмарку мастеров народного промысла. А, что такое ярмарка?
Сюрпризный момент:
-Ой! ребята смотрите тут стоит ваза интересно откуда она появилась? (дети находят в вазе свернутый свиток)
- Здравствуйте мои хорошие девочки и мальчики. Пишет вам Купавушка.
Ярмарка не состоится!
Ребята, в нашем тридевятом царстве, тридесятом государстве народных мастеров, случилась беда. Поселился в наших краях злой волшебник Бесцветный. Уж очень он не любит красоту и яркие краски. Все он перекрашивает в серый и черный цвет. Есть у него волшебное зеркало. Глядя в него, он видит все, что делается в нашей сказочной стране мастеров. Как-то раз заглянул он в свое сказочное зеркало и увидел красивый город Городец.. Все в этом городе переливалось яркими красками. Ах, как рассердился волшебник Бесцветный: не бывать такой красоте на земле русской. Напустил он серой краски и город стал мрачным и унылым, а люди грустными и несчастными. Так и останется все серым и унылым, если вы нам не поможете. А чтобы чары злого волшебника развеялись, нужно украсить городецкими узорами изделия и тогда город опять засияет своими яркими красками, а волшебник Бесцветный забудет навсегда своё колдовство. Высылаю вам последнее изделие, которое сохранилось, но оно не влезло в конверт, поэтому высылаю вам его по частям.
Воспитатель:
Ну что, ребята, поможем спасти город от волшебника Бесцветного? Знаю, что вы, маленькие художники. Поможете освободить город.
Игра «Собери узор»
Воспитатель: Ребята а тут загадка :
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец
Чудо-конь и чудо-птица
Это значит … .
Дети: Городец
Воспитатель: Как же называется эта роспись?
(это Городецкая роспись)
Давайте с вами посмотрим на экран и познакомимся с этой удивительной росписью!
Показ презентации
На берегу реки Волга от Нижнего Новгорода стоит древний город Городец. В этом городе люди давным-давно начали делать посуду из дерева и расписывали разными узорами. Это могли быть изображены гулянья людей, поездки на охоту, рисовали цветы необыкновенной формы, их называют купавки, розаны. Также делали сувениры, шкатулки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сражения. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки, все что- нибудь покупали в подарок. Вот там и зародился промысел городецкой росписи. Я дети хочу, чтобы вы глядя на всю эту красоту почувствовали ее и гордились народными умельцами наших мастеров.
-А вы хотите научиться этому мастерству и стать настоящими мастерами и художниками?
Воспитатель: тогда давайте скажем волшебные слова и отправимся в мастерскую : «Раз, два, три в мастерскую попади!»
Воспитатель : Вот мы с вами и в мастерской (дети присаживаются за столы)
Показ и рассказ воспитателя.
Городецкие изделия делали из дерева.
-Сегодня мы с вами научимся выполнять элементы городецкой цветочной росписи на разделочной доске (вырезанной из бумаги)
-Мы будем рисовать городецкий цветок- купавка. Купавка— самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Она может быть розовым или голубым цветом.
Я уже постаралась и расписала свою доску.
Посмотрите на образец, каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета.
Сейчас я вам напомню, как правильно использовать элементы при рисовании купавки.
Мы будем рисовать с вами двумя кисточками, узор рисуем широкой кистью, а тонкой кистью будем оживлять. Рисовать будем розовым и голубым цветом купавки.
-Посмотрите у вас есть на столе розовая и голубая краска?. Кто мне подскажет, как нам ее получить?
(показа на палитре (белый+красный= розовый, синий+ белый= голубой)
1 этап называется – подмалевка, рисуем широкой кистью круговым движением руки,рисуем круг, как яблочко.
Пока наш розовый цвет подсыхает, мы нарисуем листья, посмотрите они все разные по форме. Мы будем рисовать самый простой городецкий лист в виде тыквенного семечка. Провожу дугу и соединяю всем ворсом кисти, округлые листья.
2 этап – называется теневка. Т. е немного цветок будем затенять. Смываем кисть и набираем красную краску, рисуем маленький кружок сверху как глазок (у купавки он смещен вверх)
Затем рисуем скобочки по ее краю начиная от центра, постепенно увеличивая их в размерах до сердцевинки. Промываем кисть, осушаем ее о салфетку, и ставим на подставку.
А вот белый цвет играет огромное значение в росписи, называют элемент «оживка», завершающий 3 этап- называется «оживка т. е мы будем наш цветок оживлять белой краской. Берем тонкую кисть, набираем белую краску и аккуратно тонким концом кисти рисуем точки, штрихи
Для того, чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны - (Раскрыли ладошки)
На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются! – (Показывают раскрывающийся бутон)
8. Самостоятельная творческая деятельность
Под русскую народную мелодию дети расписывают предметы городецкой утвари, вырезанной из бумаги.
Воспитатель:. Чары злого волшебника Бесцветного рассеялись. Опять всё засияло красотой. А как будут рады мастера нашего города. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла.
Рефлексия: Какие вы молодцы помогли Купавушке! С какими элементами, и какой росписи мы с вами сегодня познакомились? Какие три этапа мы использовали? Тяжело ли вам было? Все ли у вас получилось?
Ответы детей