Людмила Чеботарева
Преодоление затруднений в применении песочной игротерапии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Всё, что нужно человеку для жизни, находится рядом с ним. Иногда мы даже не замечаем, насколько близко то, что может нам помочь. Неспроста народная мудрость гласит - «Где родился – там и пригодился».
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Именно в песочнице ребёнок строит первый дом, сажает дерево, создает семью. Все это мир в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.
Мы идём по жизни, оставляя следы на песке, не представляя, сколько тайн и загадок он в себе таит.
Публикация «Преодоление затруднений в применении песочной игротерапии в детском саду» размещена в разделах
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Если рассмотреть песок под микроскопом, вы увидите красоту песка. Мы должны учить детей видеть прекрасное, зачастую, оно совсем рядом.
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Но наряду с ограничениями и правилами в группе и на участке детского сада есть место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтает, фантазирует, создаёт. Такое пространство предоставляет детям волшебница-песочница.
Песочница является маленькой моделью окружающего мира.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Она стабилизирует эмоциональное состояние. У детей лучше развиваются познавательные функции, речь, моторика, коммуникативные навыки. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира.
Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Тема роли песочной игротерапии в развитии позитивной коммуникации, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики руки у детей 5-7 лет мне особенно близка, так как это именно тот возраст детей с которым я сейчас работаю.
Работа проходит в соответствии с инновационным вариантом программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Комаровой и Васильевой с учётом ФГТ.
Применение песочной игротерапии в на занятиях в детском саду включает в себя интеграцию областей «Познания» (сенсорное развитие дошкольника, «Коммуникации» (эмоциональное воспитание, «Здоровье» (развитие мелкой моторики руки) и «Художественное творчество» (развитие творческого воображения и способностей).
Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.
С чего же всё началось…
В 1929 г. английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми - так родилась «Техника построения мира». Далее детский психотерапевт Дора Кальфф, дополнив «Технику построения мира» разработала Юнгианскую песочную психотерапию. Она создавала для своих клиентов «свободное и защищённое пространство» где те, чувствовали бы себя свободно.
Песочная терапия помогает :
1. Справиться со страхом и неуверенностью.
2. Вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах.
3. Активизировать творчество и спонтанность.
Имеются и противопоказания.
Не рекомендуется в случаях, когда: 1) уровень тревожности ребёнка очень высок;
2) Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
3) Есть кожные заболевания и порезы на руках.
Основные цели занятий песочной игротерапией :
1. Формирование у ребенка представления об окружающем мире;
2. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук.
3. Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии, навыков самоконтроля и саморегуляции.
Принципы задают «правила и условия игры» и в системе занятий отражаются в каждом «шаге» и действии педагога.
При работе с песком применимы общие принципы взаимодействия с детьми 5-7 лет:
1. Принцип комфортной среды.
2. Принцип безусловного принятия.
3. Принцип доступности информации.
4. Принцип интегрированности в социальную среду.
А так же дополнительные принципы песочной терапии :
Оживотворение абстрактных символов, реальное «проживание» и, конечно же, обмен в песочной игре.
Формы организованной деятельности с песком включают в себя игры, упражнения, макетирование и арт-терапию.
Оборудование, необходимое, для занятий:
Пластиковый таз, синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см.
Песок, просеян, промыт и обеззаражен (прокаливаю в духовке раз в неделю)
Мини-песочница с отверстием в донышке и подсветкой.
Набор игрового материала. Миниатюрные игрушки, формочки, бросовый материал.
Перед работой с песком необходимо повторить с детьми правила поведения в песочнице :
1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
4. После игры в песке надо помыть ручки.
Работа идет поэтапно.
1. Прикосновения на поверхности сухого песка.
2. Игры и упражнения с погружением рук в песок.
3. Прикосновения и игры на поверхности мокрого песка.
Игры и упражнения делятся на дидактические и психопрофилактические.
Наиболее интересна детям такая форма занятий как арт-терапия. Арт- терапия - это терапия искусством. В песочной игротерапии она включает в себя аппликацию, мозаику и рисование песком.
Аппликация и мозаика это знакомые всем виды работ, поэтому подробнее рассмотрим рисование песком.
Из под руки ребёнка появляются очень интересные образы, как в стихотворении Семёна Кирсанова «Твои рисунки».
Твои рисунки, неземные
Твои холсты, они как ты.
На них — нигде не росшие цветы.
Их нет нигде, лишь под твоей рукой …
Базовые образы очень просты. Порядок работы доступен любому ребёнку. В этих рисунках использованы упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук. Работают пальчики и часто обе руки одновременно.
Травка (Работают пальчики, штриховые и точечные движения-прикосновения к песку).
Цветок (Пальчики – одновременно работают две руки: по 3 пальчика обеих рук вместе – движение середина (поверхности рисунка) - вверх-вниз на середину, середина -на уголок- средина. середина – в стороны – середина; стебель от середины цветка 2 пальчика движение вниз и приложить ладошки двух рук одновременно от стебля и пошевелить на песке, оставляя отпечаток, - листочки)
Роза (Пальчики, ладошка - вращаем от центра спираль либо одним пальчиком, либо двумя, либо кулачком; ладошка – листочки – см. «Цветок»)
Бабочка (Одновременно две руки, 3 пальчика вместе –круг вверх - в стороны - вместе,
2 пальчика вместе – круг вниз – в стороны- вместе, по 1 пальчику вместе вверх
и разводим усики)
Лебедь (Пальчики, ладошка. Головка – рисуем круг 1 или 2 пальчиками, расчищаем его от песка, далее – шейку –движение – вниз; кистью руки – пальчики врозь нарисовать дугу от шейки вверх и сделать хвостик; вторая дуга – от шейки вниз и к хвостику).
Картина (Создание композиции по выбору ребёнка. Например : «Цветок и бабочка».)
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
1) взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние,
дети чувствуют себя более успешными, на занятиях весело, нет скуки и монотонности;
2) дети, идущие в детский сад, легко адаптируются в детском коллективе;
3) укрепляется мелкая моторика руки;
4) развивается творческое воображение, в работах детей используются образы-символы и
элементы декоративного рисования.
Перспективой применения песочной игротерапии в практике работы детского сада является общая психологическая подготовка детей к школе, развитие мелкой моторики руки, подготовка к обучению письму и развитие навыков изобразительной деятельности.
Использованная литература:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной
игротерапии. – СПб. : Речь, 2010.
2. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране. Журнал "Логопед" № 3, 2004.
3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий
рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей дет. сада. – М. :
Просвещение, 1985.
4. Песочная терапия для детей. "Эрудит" © 2010. Телефон: +7(812)448-47-77
E-mail :info@eruditclub.ru
5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2008.
Чеботарева Л. Н.
воспитатель
Павловский МК ДОУ
Центр развития ребёнка
д. сад №10
2012г.