Туаева Екатерина
Консультация «Преодоление трудностей в развитии речи у ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление трудностей в развитии речи у ребёнка.
Цель:
-Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи:
-развитие дыхания, голоса, артикуляции и мелкой моторики
Роль дыхания и артикуляции в развитии речи.
Публикация «Консультация „Преодоление трудностей в развитии речи у ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Речь — основной инструмент взаимодействия людей. Однако взрослые часто забывают о том, насколько сложен процесс устной коммуникации, до той поры пока в семье не появляется ребенок, который только учится произносить свои первые звуки и складывать их в слова, а позднее — во фразы и предложения.
Только задумайтесь — чтобы полноценно освоить устную речь малышу требуются годы! С самого рождения ребенок тренирует свой язык, голосовые связки и мышцы лица; его мозг обрабатывает поступающие извне звуки, анализирует их и отдает команду для воспроизведения.
Таким образом, речевое развитие ребенка — это колоссальная работа мозга. И она должна практически завершиться к семи годам. При этом под развитием речи понимают этапы и процессы, связанные с освоением ребенком устной и письменной речи.
Этапы формирования речи у ребенка.
Речь не развивается одномоментно. Это длительный процесс. В каждом возрасте перед ребенком и окружающими его взрослыми стоят различные задачи, касающиеся освоения маленьким членом семьи родного языка. Условно развитие речи может быть разделено на этапы, хотя, разумеется, границы между ними не могут быть четкими.
От рождения до 1 года — доречевой этап
Несмотря на то, что в этот период ребенок еще не говорит, он уже активно осваивает человеческую речь. Слушает песенки и потекши, пытается произнести и разнообразить свои первые звуки.
Данный этап условно делится на стадии:
• Стадия гуления
• Стадия лепета
• Стадия липидных слов
• Стадия первых слов
От 1 до 1,5 — накопление пассивного словаря
К полуторагодовалому возрасту нормально развивающийся ребенок произносит всего 10 простых слов, но знает уже примерно 200 названий предметов и явлений.
Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов.
Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
От 1.5 лет до 2.5 лет — переход к фразовой речи
Многие слышали истории о том, как ребенок «не говорил» и вдруг начал тараторить без умолку, поражая родителей количеством новых слов. Данное явление получило название «лексический взрыв». Теперь кроха активно извлекает слова из пассивного словаря и учится их использовать.
Как правило, данное явление приходится на период от 1,5 лет до 1 года и 6-8 месяцев. Отклонением от нормы не считается и переход к следующему этапу в 2 года, как правило, это наблюдается у мальчиков.
Практически сразу за лексическим взрывом наступает следующий этап речевого развития ребенка — переход к фразовой речи. Он возможен, когда в словаре крохи накапливается порядка 40-60 и более слов.
В речи ребенка появляются первые двухсловные предложения. Одновременно продолжается расширение словаря. К 2,5 годам предложения, используемые ребенком, уже включают три-четыре слова, а словарный запас расширяется до 200-300 слов.
ИГРА — СЮРПРИЗ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК.
Возьмите мешочек. Лучше всего его сшить из красивой яркой ткани. Ткань должна быть непрозрачной, чтобы ребенок не видел, что лежит в мешочке. Положите в «чудесный мешочек» игрушки, хорошо знакомые малышу.
Главный момент в этой игре – сюрпризный, ведь малыш не знает, что конкретно он достанет из «чудесного мешочка».
Достаньте сами первую игрушку из мешочка, удивитесь и порадуйтесь ей: «Что это? Киска! Киса! Какая киса. Хорошая киска». Погладьте игрушку и попросите малыша ее погладить: «Погладь киску! Хорошая киса!» Спрячьте игрушку за своей спиной, а потом достаньте: «Где киса? Вот киса» Спросите: «Как киса говорит? Мяу, мяу. Как киса кушает? Ам-ам-ам. Что у киски есть? Лапки. Где лапки. Хвостик. Где у нее хвостик? А у тебя есть хвостик? А где у киски ушки? Где глазки? А у тебя где ушки?».
Попросите ребенка вытащить из мешочка следующую игрушку. Каждая игрушка так же обыгрывается с разными звукосочетаниями и многократным повторением ее названия.
2.5-4 года — этап освоения связной речи
После 2.5 лет речь малыша становится более понятной. Он уже должен правильно произносить многие звуки. Однако сложности с произнесением звуков «л», «р» «з-с» и шипящих («ж-ш», «ч-щ») пока нормальны.
Речь ребенка в трехлетнем возрасте должна быть не менее чем на 70% понятна незнакомым людям. Это один из тех критериев, по которым можно выявить отклонение в развитии малыша. В норме к трем годам малыш осваивает порядка 500-800 слов, а к четырем должен знать около 1000-1500 слов.
В возрасте от 3 до 4 лет кроха уже усваивает определенное грамматические формы, может говорить предложениями и объединяет несколько предложений по смыслу, то есть, может составить целую фразу. В его речи появляются прилагательные, наречия (высоко, поздно, холодно и т. д., местоимения, слова могут изменяться по числам и родам.
Преодоление трудностей при построении связного высказывания.
Воспитателям следует:
Тренировать слуховую память (просить ребёнка повторять предложения, постепенно увеличивая количество слов в предложении)
Зайчик скачет по полянке
Зайчик скачет по лесной полянке
Зайчик весело скачет по лесной полянке
Серый зайчик весело скачет по лесной полянке.
- Давать образцы пересказа коротких сказок, историй и просить детей повторить их. - Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок, соблюдая последовательность событий.
- Побуждать детей рассказывать о прочитанном, увиденном, интересном, задавая вопросы: Что тебе понравилось? Что тебя огорчило? В какие игры ты любишь играть?
-Играть с детьми в сюжетно-ролевые игры.
РЕЧЬ 5-6 ЛЕТНЕГО РЕБЁНКА
Различает на слух и правильно произносит все звуки речи, не путает их между собой речевым потоком;
-имеет словарный запас более 3000 слов;
-не допускает грубых грамматических ошибок;
-использует в речи сложные предложения (со словами «потому что», «поэтому», «если», «который»;
-умеет активно участвовать в диалоге;
-умеет пересказывать содержание недлинных сказок, рассказов, мультфильмов;
-строит связное высказывание по серии сюжетных картинок;
-на основе воображения придумывает и рассказывает небольшие связные законченные истории.
Преодоление ошибок в построении предложений.
Взрослым следует стимулировать детей использовать сложные предложения с союзами чтобы, если, потому что, оттого что, поэтому:
Задавать вопросы которые требуют развёрнутых ответов (Почему мальчик загрустил? Для чего нужен зонт? Для чего дети надели резиновые сапоги).
В заключении, хочется сказать: необходимо чаще включать в занятия упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, больше внимания уделить, например, играм и упражнениям, воспитывающим чувство ритма.