Тарасова Наталья
Проект в старшей группе «Нетрадиционная техника рисования»
МБДОУ «Косихинский детский сад №3 «Чебурашка»
«Нетрадиционные техники рисования, как средство развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Автор: учитель – логопед
Тарасова Наталья Петровна
Косиха, 2019
Актуальность темы:
Публикация «Проект в старшей группе „Нетрадиционная техника рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Цели:
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путем проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.
4. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
5. Совершенствать навыки свободного эксперементирования с изобразительными материалами.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации: 16.09.2019-29.12.2019.
Участники проекта: дети старшей группы.
Формы проведения:
1. Рисование с применением различных нетрадиционных техник: ватной палочкой, отпечаток листьями, ладошкой, методом тычка, монотипия, кляксография, набрызг, «рисование» цветными ниточками (ниткография, граттаж, экспериментирование.
2. Выставки детских работ по каждой технике.
Методические рекомендации:
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.
С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Работа с детьми по проекту:
I этап — подготовительный
Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу.
II этап — основной
Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
III этап — творческий
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет.
1. Отпечаток листьями.
Ребенок берет гуашевую краску и со стороны прожилок закрашивает лист. Аккуратно переворачивает листок, держа за черенок, и крепко прижимает к альбомному листу, получится отпечаток.
2. Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину бабочки (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
3. Печать от ладошки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами, после чего с помощью ватных палочек дорисовывает узоры.
4. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок выдувает, дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
5. Рисование мятой бумагой.
Рисование котенка. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать сначала голову, затем туловище, хвост, лапы. Таким же способом можно нарисовать глаза, уши. Кистью дорисовать усы, носик.
6. Цветной граттаж.
Ребёнок натирает восковым мелком лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится гуашь черного цвета с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая гуашь нанесется.
7. Ниткография.
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на одной половине альбомного листа в произвольном порядке, сверху накрываем второй половиной листа бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
8. Печать по трафарету, набрызг.
Берём трафарет с вырезанным пейзажем и накладываем его на альбомный лист. Для надёжности листы закрепить скрепками. Набираем краску на щётку. Зубной щёткой наносится «набрызг». Указательным пальцем резко нужно провести по щетинкам движением «от себя», чтобы брызги не попали на одежду. Краска будет брызгать на бумагу, и так равномерно слой за слоем наносим краску. Трафарет аккуратно убираем, и получается рисунок.
Результат проекта:
В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование нитью, штампинг, набрызг, монотипия, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью. Детям очень понравилось разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают портфолио.
Перспективный план «Нетрадиционное рисование в старшей группе».
Месяц: Сентябрь
Тема :1. «Осенний букет из опавших листьев»
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями
Программное содержание:
- Развивать образное мышление, творческую фантазию детей.
- Развивать технические навыки в рисовании, работая с разными материалами.
Тема: 2.«Бабочки, которых я видел летом».
Нетрадиционная техника: Монотипия
Программное содержание:
- Учить рисовать на половинке листа бумаги.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
-Продолжать развивать фантазию, воображение, эстетический вкус и чувство цвета.
-Воспитывать самостоятельность при выполнении работы.
Месяц: Октябрь
Тема: 3.«Волшебная птица».
Нетрадиционная техника: Печать от ладошки
Программное содержание:
- Упражнять детей в рисовании ладошкой (оттиск, ватной палочкой (тычок).
-Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок: красный – розовый, синий – голубой, зелёный – светло-зелёный, жёлтый – светло-жёлтый.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание заниматься изобразительной деятельностью, позитивное отношение к результату своего творчества.
Тема: 4. «Солнышко»
Нетрадиционная техника: Кляксография
Программное содержание:
- Знакомство детей с видом нетрадиционной техники рисования «кляксография».
- Продолжать учить детей, вносить в рисунок дополнения.
- Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.
- Развивать воображение, мышление и дыхательную систему.
- Развивать дыхательную систему.
Месяц: Ноябрь
Тема: 5. «Кошечка»
Нетрадиционная техника: Рисование мятой бумагой
Программное содержание:
-Учить детей создавать выразительный образ кошки/кота.
-Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, цвет.
- Познакомить с новым способом получения изображения - техникой рисования мятой бумагой.
-Развивать образное мышление.
-Воспитывать активность и самостоятельность.
Тема: 6. «Подводный мир»
Нетрадиционная техника: Цветной граттаж восковыми мелками
Программное содержание:
-Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов: дать углубленные знания о технике граттаж.
-Научить технике штриха.
-Развивать творческие способности и познавательную активность.
-Способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нестандартные приемы рисования.
-Развивать зрительную память, пространственное воображение, мышление, навыки композиции, а также мелкую моторику руки.
-Воспитывать усидчивость, точность, аккуратность в работе, заботливое отношение к морским обитателям.
-Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире.
Месяц: Декабрь
Тема: 7. «Зимние узоры на стекле».
Нетрадиционная техника: Ниткография
Программное содержание:
-Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
-Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «ниткография».
-Развивать воображение, творчество, любознательностью.
-Закрепить знания о зимних явлениях.
Тема: 8.«Снегопад»
Нетрадиционная техника: Печать по трафарету, набрызг
Программное содержание:
-Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей гуаши.
-Формировать умение детей рисовать нетрадиционными способами.
-Развивать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы.
-Развивать познавательный интерес к природе.
-Воспитывать у детей любовь к природе, аккуратность в работе.