ольга семахина
Представление своей методической работы «Современные технологии речевого развития детей»
Представление своей методической работы
«Современные технологии речевого развития детей
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»
Л. В. Выготский
Публикация «Представление своей методической работы „Современные технологии речевого развития детей“» размещена в разделах
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в моей деятельности. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Факторы, влияющие на речевое развитие ребенка :
1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
3. Совместные игры взрослого и ребенка.
4. Речь взрослого – пример для подражания.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его "почему".
7. Чтение художественной литературы.
8. Разучивание стихов.
9. Рассказывание стихов руками.
10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи.
Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера, нами сделан анализ и в своей дошкольной организации:
- Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.
- У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
- Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
- Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.
НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС:
• Здоровьесберегающие технологии
• Информационно – коммуникационная технология
• Технология развития критического мышления
• Проектные технологии
• Игровые технологии
• Групповые технологии.
• Личностно-направленные
Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей воспитание культуры общения и речи;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Определяющим моментом в успешном решении задач, развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
Первая технология - это «Азбука общения».
Основные авторы программы Людмила Михайловна Шипицына, Оксана Владимировна Защиринская (соавторы Алла Воронова, Татьяна Нилова).
Технология «Азбука общения» нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.
Девиз программы «Азбука общения» : Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!
Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:
- обучение пониманию себя и умению быть в мире с собой;
- воспитание интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении;
- формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;
- развитие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей;
- развитие самоконтроля в общении и др.
Для решения названных задач в работе используются следующие формы образовательной деятельности:
- развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные);
- этюды, импровизации;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- моделирование и анализ ситуаций общения;
- сочинение историй и др.
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ
(Автор Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР)
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач.
Главная особенность «тризовских» технологий – это доходчивость и простота подачи материала и формулировке сложной ситуации. Сказки, игровые и бытовые ситуации - это та среда, через которую ребёнок научится применять «тризовские» решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы, которые черпает их тризовских игр и упражнений.
Автором технологии ТРИЗ является советский (российский) изобретатель и патентовед Генрих Саулович Альтшуллер, который был убеждён в возможности выявить из опыта предшественников устойчиво повторяющиеся приёмы успешных изобретений и возможности обучить этой технике всех заинтересованных и способных к обучению. Сейчас его технологией пользуемся и мы, педагоги.
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.
Основные этапы методики ТРИЗ :
1. Поиск сути
Перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
2. «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо
Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо - греет, плохо- может сжечь
3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).
Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
Так же детям можно дать задания для размышления, например:
• Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду) ; (отвечают)
Следующая технология – это синквейн.
Синквейн - нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое могут составить абсолютно все. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Детям синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; помогает развить речь и мышление посредством игрового приема. Составление синквейна используются как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!
Правила написания синквейна:
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!
Педагогическая ценность:
• Обогащает словарный запас.
• Учит формулировать идею (ключевую фразу).
• Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
• Получается у всех.
• Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
МНЕМОТЕХНИКА - (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Данная система методов способствует развитию разных видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной);
мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.
Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов.
«Мнемотехника» использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащению словарного запаса.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
• строение рассказа,
• последовательность рассказа,
• лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, ёлочка- зелёная.
Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам, скороговоркам.
Для читающих детей можно предложить запоминание стихов или сказок по ключевым словам.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Афанасьевна Белобрыкина)
По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой
совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Лингвистические игры:
«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.).
«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).
«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.).
«Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот-крот; кот-ток и т. д.).
«Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод – пища и т. д.).
«Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка – подсолнухом и т. д.).
«Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом и т. д.).
«Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье и т. д.).
«Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть и т. д.).
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья дошкольника.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
• подвижные и спортивные игры,
• пальчиковая гимнастика,
• бодрящая гимнастика после сна.
• изучение правил, запоминание текстового сопровождения, выполнение движений по тексту,
• гимнастика для глаз,
• самомассаж
• физкультурное занятие
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
Технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
Это система поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Четырёхцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо соты».
Принципы технологии «Сказочные лабиринты игры» :
Первый принцип - игровое обучение детей дошкольного возраста. Технология "Сказочные лабиринты игры" - это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки (авторские)
Второй принцип - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в зоне ближайшего развития. В каждой игре дети добиваются какого-то «предметного» результата.
Третий принцип - раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.
Технология карты Проппа.
При помощи карт Проппа вы можете легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.
План действий:
1 этап: познакомить детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
«Шесть шляп мышления»(рассказывается притча про старика шляпника)
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Цифры. Непредвзятость.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.
Желтая Шляпа. Позитивное суждение. Преимущества. Оптимистическое видение, поиск позитива в информации.
Черная Шляпа. Негативное суждение. Осторожность. Оценка. Критика. Правда ли это? Что здесь неправильно? Где подвох? В чём проблема?
Зеленая Шляпа. Творчество. Новые идеи. Возможные предложения. Альтернативный выход.
Синяя Шляпа. Организация процесса и координация действий. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Правила для смелых и упорных педагогов:
• Планируйте работу по развитию речи не иногда, не часто, а очень часто.
• Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.
• Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
• Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди
• Проанализировав собранный материал, мы с коллегами воплощаем современные технологии в свою практику, включая в эту деятельность и родителей. И на сегодняшний день мы уже видим положительные результаты в проявлении творческой, речевой активности наших воспитанников.
• Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста, в частности нашего учреждения. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.