Людмила Кузьминых
Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы. (часть
Представление своего профессионального опыта на муниципальном этапе конкурса «Учитель года Кировской области». (1 часть)
Кузьминых Людмила Николаевна, воспитатель
МКДОУ детского сада № 19 «Сказка» г. Омутнинска
Влияние сказки на формирование представлений о количестве
у старших дошкольников.
Публикация «Из опыта работы, „Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников“ (часть I)» размещена в разделах
«У каждого ребёнка право есть познать,
осмыслить мир - неведомых открытий,
Лишь стоит ключ заветный подобрать,
К той дверце золотой -
Со множеством событий»
Уважаемые коллеги и гости!
В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации», которая вышла 24 декабря 2013 года № 2506-р говорится о том, что «изучение математики играет большую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе логическое мышление. Качественное математическое образование необходимо каждому - для успешной жизни в современном обществе».
Современный выпускник дошкольного учреждения – это ребёнок, который «проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными математическими представлениями….».
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, и реализуется в различных видах деятельности.
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления уже с самого раннего возраста.
В старшем дошкольном возрасте воображение является основой для решения простейших задач и устного счёта.
Уже в старшем возрасте отчётливо стоит задача формирования отношения к самому предмету – к математике как науке. Важно, чтобы детям сопутствовал успех. Следует особо подчеркнуть значение участия различных анализаторов в развитии счётной деятельности.
Счёт на слух, по осязанию, счёт движений важны потому, что множества по своей природе бывают различны: мы считаем количество звуков при бое часов, считаем пульс, считаем движения при физических упражнениях, определяем количество предметов по осязанию. Все это нужно в практической жизни.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребёнок познает в процессе самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Исследования Натальи Яковлевны Большуновой показали, что осмысленность и мотивированность заданий в контексте детских видов деятельности существенно усиливают возможности и продуктивность памяти, мышления, воображения.
Практика показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, развитию умственных способностей, я пришла к выводу о необходимости широкого использования познавательного материала на занятиях по математике. И считаю эту тему актуальной.
Результаты диагностики по формированию элементарных математических представлений еще раз убедили в необходимости работы по данному направлению. Было отмечено, что одна из основных проблем старшей группы по формированию математических представлений в разделе «Количество».
Проблему количественных представлений детей дошкольного возраста рассматривали такие учёные и педагоги как Жанн Пиаже, Леонид Абрамович Венгер, Анна Михайловна Леушина.
Не случайно еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что у «хорошего педагога - математика - это урок сельского хозяйства или домашней экономии». Когда речь идет о дошкольнике, то математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью.
А для ребёнка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности, например в сказках "Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и других. Сказку или игру в сказку можно сопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольника.
«Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя,
Они живут повсюду
И нам они – друзья»
Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, борьба со злом - все это «закодировано» в образах сказки. В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями служат различные цифры, геометрические фигуры и также разные герои простых сказок. В сюжет включены разнообразные математические представления.
Так же дети старшего возраста хорошо воспринимают волшебные, исторические сказки и былины. Особый интерес проявляют также к сказкам-фантазиям (по типу детской фантастики). Сегодня сказка – один из немногих способов, объединяющих взрослого и ребёнка.
Целью моей работы стало создание условий для формирования представлений о количестве, основанных на сюжетах сказок.
Формирование представлений о количестве у детей дошкольного возраста с применением сказки будет эффективно формироваться, если:
-содержание сказки включает представления о количестве;
-структура сказки выстроена с учётом дидактических принципов;
-содержание сказки будет интересно и значимо для детей.
В основу опыта легла идея Татьяны Андреевны Шорыгиной о роли сказки в формировании представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных методик по формированию представлений о количестве посредством сказок.
Работая по данной проблеме, можно выделить следующие принципы работы :
• Принцип педагогического сотрудничества (педагог – дети – семья) – предусматривает наличие единства взглядов всех взрослых, достижения единства стиля в работе;
• Принцип личностно-ориентированного подхода – предполагает гибкое применение содержания и методов математических представлений детей в зависимости от психофизиологических особенностей каждого ребёнка;
• Принцип системности и последовательности – формирование у детей целостной системы знаний и умений;
• Принцип интеграции – оказание комплексного влияния на развитие личности через разные виды деятельности;
• Принцип деятельности - заключается в том, что ребёнок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознавая при этом содержание и формы своей деятельности, что способствует активному формированию его деятельностных способностей;
• Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение воспитанниками собственного опыта творческой деятельности.
• Принцип наглядности – привлечение различных наглядных средств. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче.
Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность.
Существует два принципа подхода к обучению:
• первый подход – традиционный. Целью и смыслом которого является приобретение определённых знаний, умений навыков по формированию представлений о количестве.
• второй подход – деятельностный. Дети в процессе определенной деятельности должны не выучить что-то, а научиться чему-то, т. е. научиться осуществлять разнообразную деятельность.