АННА ШТРОШЕР
Предметно-развивающая среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды, помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.
Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада :
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ» размещена в разделах
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически-привлекательная.
Насыщенность среды- разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников.
Трансформируемость- возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
Вариативность среды- предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования. Периодическую сменяемость и появление новых предметов.
Доступность – свободный доступ всех (и с ОВЗ) воспитанников к играм, игрушкам, материалам.
Безопасность – соответствие всех элементов среды требованиям надежности и качества.
Активный сектор развивающей предметной среды.
Центр игры — незаменимая для всех дошкольников зона, наполнена оборудованием для сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных, настольных и прочих игр. В центре игры особое значение приобретает гендерное разделение игрушек: согласно методическим рекомендация по РППС в ДОУ по ФГОС, девочкам для сюжетно-ролевых игр необходимы предметы быта и женской одежды, украшений, а мальчикам — транспортные средства, элементы вооружения и обмундирования, технические игрушки. В игровом центре достаточно предметов и материалов, используемых в игре эстетично оформлено, что вызывает желание ребенка играть в новые сюжеты игры, экспериментировать с ролями.
Центр двигательной активности — спортивный уголок для самостоятельной и совместной двигательной активности. В этом центре ключевое внимание уделяется безопасности пространства, которое наполняют скакалками, мячами, кеглями, кольцебросами и прочим. Время провождение в нем позволяет детям оттачивать навыки различных движений, что положительно влияет на состояние здоровья и психологическое самочувствие дошкольников.
Рабочий сектор
Центр конструирования — позволяет развить творческие способности, пространственное мышление детей, привить навыки аккуратности, усидчивости, ответственности, уважения к своему и чужому труду. Это мобильный центр, наполненный кубиками, различными конструкторами, деревянным строительным материалом. Как в младшей, так и в средней группе РППС в ДОУ по ФГОС позволяет конструировать на ковре или столе, самостоятельно или объединяясь в группы.
Центр познавательно-исследовательской работы — расширяет знания детей об окружающем мире (живом и неживом, а потому предполагает наличие уголка природы и экспериментирования. Наполнение его варьируется в зависимости от темы проектной деятельности или вида исследовательской работы (это может быть песок и вода, лупа, земля и семена, мыльные пузыри и многое другое). Уголок природы не только украшает помещение группы, но и позволяет детям развивать экологическую культуру и сознание, узнавать больше о жизни растений и животных, о проблемах природного мира.
Центр продуктивного творчества — в этом центре представлены материалы и оборудование для рисования, создания поделок, лепки, дидактических игр, есть репродукции известных картин, изображения скульптур и предметов народного творчества. Обязательно должен быть стенд или «говорящая стена» с прищепками, маркерная магнитная доска, размещенная на уровне глаз детей. Использование ее является вариативным: во время НОД для размещения наглядной информации и зарисовок с доской работает воспитатель, а в свободной самостоятельной деятельности дети рисуют на доске маркерами, собирают магнитные пазлы, играют с магнитной азбукой. На зажимах подвешивают картинки и схемы к занятиям, отдельные работы детей, фотографии игр и экспериментов, детских достижений.
Центр речи и моторики — поскольку расшифровка РППС в ДОУ по ФГОС предполагает развивающую составляющую, пространство детского сада должно способствовать развитию мелкой моторики, дыхания, связной речи. Для этого в центре используем пальчиковые и дидактические игры, артикуляционные упражнения, предметные картинки, зеркала.
Спокойный сектор
Центр книги — более актуален для воспитанников старшего дошкольного возраста, однако и самые маленькие с удовольствием рассматривают красочные изображения в детских книгах. В этом центре должны быть созданы условия для самостоятельного выбора и неторопливого знакомства с книгой. Дошкольники должны научиться обращаться с книгой, сосредоточенно рассматривать иллюстрации, осознавать графические способы передачи сюжета.