Марина Цыпышева
Предметно-пространственная среда в ДОУ
▼ Скачать
Создаю развивающую предметно-пространственную среду, способствующую музыкальному развитию, эмоциональному обогащению и благополучию детей. Она находится в музыкальном зале и в каждом групповом помещении. В своей работе использую сочетания разных видов деятельности: музыкальную и изобразительную (интегрированные музыкальные занятия, совместно проводимые с педагогами-воспитателями, художественно – речевую и музыкальную (праздники и развлечения, конкурсы чтецов и т. д., игры – драматизации (театральная деятельность, организация самостоятельной деятельности детей) музыкальной и физической (зарядки под музыку, музыкально-спортивные мероприятия и развлечения, спортивные танцы, флешмобы). С учетом тематики реализуемых групповых проектов предметно-пространственная среда пополняется, трансформируется на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях и других детских мероприятиях, а также мероприятиях с родителями.
Публикация «Предметно-пространственная среда в ДОУ» размещена в разделах
Методические пособия Наглядные материалы и аудио-приложения
1. 1. Макаренков С. М., Журнал «Детские праздники, сценарии, игры, конкурсы», М., 2007;
2. 2. Комиссарова Л. Н., «Ребенок в мире музыки», примерное тематическое планирование музыкальных занятий ДОУ, М., 2006;
3. 3. Гончарова И. И., «Проектирование образовательного пространства как условие социально-личностного развития ребенка», «ГОУ ДПО «ХРИПК И ПРО» «РОСА», Абакан, 2009;
4. 4. Усачева В. О., «Музыкальное искусство», М., «Вентана-Граф», 2004;
5. 5. Курляндский А., «Отпуск Деда Мороза», сборник новогодних сказок и сценариев, Ярославль, «Академия развития», 2003;
6. 6. Картушина М. Ю., «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7лет», М., «Сфера», 2007;
7. 7. Роот З. Я., «весенние и летние праздники для малышей», сценарии с нотным приложением, М., «Сфера», 2003;
8. 8. Фомина Н. А., «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика», «ДОМ Российской Академии Образования», М., 2005.;
9. 9. Белованова М., «Уроки музыки для детей. Донотный период», «Феникс», Ростов-на-Дону., 2013;
10. 10. Крупа-Шушарина С. В., «Логопедические песенки», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2013; и др. 1. 1. «Портреты композиторов»
2. 2. Подборка художественных иллюстраций по темам групповых проектов
3. 3. Картотека стихов и загадок
4. 4. «Музыкальные инструменты» (дидактический материал)
5. 5. «Песенки в картинках» (дидактический материал)
6. 6. Аудио-пособия:
- Григ «Коллекция – венские композиторы» (Пер Гюнт);
- Даргомыжский «Коллекция - венские композиторы» (Романсы);
- Шуман «Коллекция - венские композиторы» (Детские сцены);
- Россини «Коллекция - венские композиторы» (Севильский цирюльник);
- Аудио-сборник «Русских народных песен»;
- «Диги-дон» Я. Соколов;
- Музыкальная сказка «Ручеек» Я. Соколов;
- «Лучшие детские песни», вып. 1;
- «Праздники. Тематические, музыкальные, спортивные»;
- «Поздравляем мам и пап», Е. Ермолова и др.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала
Детские музыкальные инструменты 1. Ударные и шумовые инструменты:
2.
3. - барабаны;
- деревянные ложки;
- трещотки;
- треугольники;
- колокольчики;
- бубенцы;
- румба;
- бубны;
- гармошки;
- барабан «Дамару»;
- ксилофоны;
- кастаньеты;
- маракасы;
- металлофоны;
- погремушки;
- музыкальные палочки;
- рубель.
Духовые инструменты:
- дудочки;
- флейты;
Струнные инструменты:
- бутафорские балалайки;
- гитары.
Музыкально-дидактические игры 1. Для развития звуковысотного слуха:
- «Кого встретил колобок»;
- «Лесенка»;
- «Лесенка-чудесенка»;
- «Песенки-картинки».
2. Для развития тембрового слуха:
– «Определи инструмент»;
– «На чём играю»;
– «Музыкальные загадки».
Для развития динамического слуха:
- «Громко – тихо запоем»,
- «Гуляем и пляшем».
3. Чувства ритма:
- «Ритмический кубик»;
- «Дятел»;
- «Эхо».
4.
5. Для развития ладового чувства:
- «Весело – грустно»;
- «Природа поет»;
– «Удивительный светофор».
6.
7. Для развития музыкальной памяти:
- «Кто как поет»;
- «Здороваться, прощаться песенкой»;
- «Цвет в музыке»;
- «Музыкальный магазин».
8. Для восприятия музыкальных жанров:
- «Что делают зайцы?»,
- «Песня-танец-марш» и др. Детские костюмы - Детская моряцкая форма;
- детские костюмы животных и насекомых;
- маски–шапочки животных;
- маски фруктов и овощей;
- русские народные костюмы;
- детские хакасские костюмы;
- костюмы разных сказочных персонажей;
- костюм снегурочки;
- костюмы скоморохов;
- накидки для льдинок;
- зимние шубки;
- костюм мушкетера;
- костюм снежинок;
- костюмы «Шенячий потруль»;
- костюм зебры;
- костюм гномиков
- костюм принцесс
- костюмы для девочек с веночками;
- детский цыганский костюм;
- костюмы кузнечиков;
- костюм Красной шапочки;
- костюм ласточки и др.
Атрибуты для танцев, художественных постановок - Разноцветные шарфы;
- разноцветные платочки;
- ленты;
- флажки;
- кубики;
- букеты цветов;
- листочки;
- снежинки;
- снежки;
- шишки;
- цветочки для танцев;
- бутафорский арбуз;
- бутафорские пироги, рыба;
- палочки для танцев;
- платочки русские народные;
- осенние веточки;
- зимние веточки;
- деревянные звездочки;
- звездочки с лентами;
- полотна;
- веночки;
- ободки;
- парики;
- различные шляпы;
- надувные мячики и круги и др.
В музыкальном зале имеются также необходимые технические средства : музыкальный центр, два микрофона, портативная колонка, мультимедийная установка, электронное фортепиано, баян. Декорации к праздникам, развлечениям и театральным постановкам постоянно пополняются по мере реализации запланированных мероприятий. Дети часто изготавливают музыкальные инструменты и атрибуты совместно с педагогами и родителями, что способствует приобщению педагогов-воспитателей и семей в творческий процесс. Для пополнения предметно-пространственной среды планируются и реализуются различные групповые проекты, творческие конкурсы и выставки.
Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда способствует более эффективному музыкальному развитию ребенка, позволяет ему делать самостоятельный выбор, развиваться в соответствии с определенными интересами и получать желаемый результат.