Олеся Осипова
Предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.
При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
Публикация «Предметно-пространственная среда» размещена в разделах
Предметно – развивающая среда в нашей группе соответствует основным характеристикам. В ней имеется разнообразие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, организации двигательной активности.
Материалы и оборудование создают насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду.
Все материалы и пособия, маркеры игрового пространства имеют постоянное место, так как дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность.
Игровой и дидактический материал легко доступен детям, ведь находится в поле зрения ребенка. Игровые и учебные зоны не пересекаются друг с другом. Все выше перечисленное помогает нам обеспечивать комфорт, психологическую защищенность и безопасность детей, что также является очень важным для предметно-пространственной среды.
В развивающей предметно-пространственной среде нашей группы можно выделить следующие зоны:
Игровая зона. Зона помогающая нам создавать условия для отвлечения от познавательной деятельности. Разряжает эмоционально-психологического состояния детей через игровую деятельность. Игровая зона имеет три тематические части:
- шкафчик с посудой, кухонная плита.
- кукольные кровати, постельные принадлежности и одежда.
- атрибуты для игры «Магазин», «Парикмахерскую»,
моряков, водителей.
Зона сенсорики и математики не менее важна в нашей работе: она способствует знакомству с фигурами и формами предметов, обучению группировки предметов по цвету, размеру, освоению операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое.
Оборудования зоны:
- Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки, настольно-печатные игры.
- Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.
- Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках»
- Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).
- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).
- Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).
Зона развития речи и познавательной деятельности помогает детям в нашей группе развитию восприятия и внимания, формирует исследовательские навыки, развивает способности использования речи для определения своих действий, учит группировать и последовательно составлять картинки. Она включает:
• Наборы картинок: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
• Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению)
• Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, соц бытовые ситуации).
• Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
• Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
• Сюжетные картинки крупного формата с различной тематикой
Экспериментальная зона способствует развитию познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях и стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. В нее входят:
- Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки)
- Наборы для экспериментирования с водой и песком.
Физическая активность очень важна для ребенка. Не возможно представить предметную среду без спортивной зоны которая, как вы понимаете и служит удовлетворению потребности в движении и приобщению к здоровому образу жизни ребенка.
Оборудование и материалы:
доска гладкая и ребристая,
коврики массажные,
дорожки и коврики здоровья (для профилактики плоскостопия,
мячи резиновые, мячи пластмассовые,
корзина для метания мечей,
кегли, скамейка, шнур длинный и короткий,
мешочки с грузом (150-200 гр. ,
ленты,
флажки,
погремушки,
кубики
Невозможно не отметить значимость зоны детского творчества в нашей группе. Именно с помощью этой зоны формируется творческий потенциал детей средствами традиционных и нетрадиционных техник изобразительного искусства (рисования, лепки)
Оборудование и материалы:
• мольберт,
• наборы цветных карандашей,
• наборы фломастеров
• гуашь
• цветные восковые мелки,
• кисточки толстые,
• баночки для промывания ворса кисти от краски,
• бумага для рисования разного формата,
• салфетки из ткани,
• пластилин,
• доски для лепки,
• клеёнки для покрытия столов,
• пластилин,
• доски,
• печатки для нанесения узора, ватные палочки, семена, пуговицы, прир. материал и пр.
Нельзя забывать и про значимость зоны конструирования, так как зона конструирования способствует активному формированию, пространственного и математического мышления. Она развивает наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость. Формирует потребность в творческой деятельности, трудолюбии, самостоятельности, активности, терпении, аккуратности, что необходимо ребенку.
Оборудование и материалы:
• пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей.
• строительные наборы с деталями разных форм и размеров,
• мягкие модули,
• коробки большие и маленькие,
• ящички, бросовый материал: цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками, маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др. ,
• машинки, для обыгрывания.
Музыкальная зона позволяет нам укреплять психическое и физическое здоровье малышей, выявляет творческие способности каждого ребенка, развивает эстетический вкус.
Оборудование нашей музыкальной зоны:
• набор шумовых коробочек,
• звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки,
• элементарные музыкальные дидактические игры.
• картинки с изображением музыкальных инструментов
В работе нельзя забывать и про развития творчества детей на основе литературных произведений. Для этого у нас создана театральная зона, которая развивает интерес к театрально – игровой деятельности.
Оборудование и материалы:
• театр настольный,
• ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др. ,
• театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации,
• элементы костюмов, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы
Книжная зона помогает формировать умение обращения с книгой, приучает детей слушать сказки, развивает интерес к иллюстрированным книгам.
Книжная зона нашей группы содержит:
• стеллаж для книг,
• книжки по программе,
• любимые книжки детей,
• книжки-малышки, книжки-игрушки,
• альбомы для рассматривания: “Времена года”, “Детский сад” и т. д.
Еще для полноценного развития детей в нашей группе имеется: зона природы, целью которой является обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитание бережного обращения к ней.
Оборудование и материалы зоны:
• комнатные растения, с широкими плотными листьями, (ФИКУС, бальзамин)
• лейка,
Уголок уединения - место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, посмотреть или послушать что-то приятное и полезное, поиграть игрушками.
Созданная нами предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоение навыков и умений. Развивать их любознательность, творчество и коммуникативные способности.