Ольга Николаевна Серебрякова
Предметно-пространственная развивающая среда во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
При устроении предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС и реализуемой программой ДОУ мы, взрослые, коллектив группы и родители берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-пространственной развивающей среды.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда во второй младшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2017
С помощью родителей произошло как изменение в обстановке помещения группы, так и пополнение пространства рукотворными атрибутами. Конкретизирую, что при организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе было использовано несколько вариантов ее построения с учетом приоритетного художественно-эстетического направления развития детей:
1. Зонирование пространства, что осуществлялось мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2. Создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться, – один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, при этом она содержательно-насыщенная, доступная, полифунциональная, безопасная, трансформируемая, где прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Предметно-развивающая среда обеспечивает развитие индивидуальности каждого ребёнка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, так как пространство группы разбито на небольшие полузамкнутые микропространства, в которых могут находиться одновременно 3—6 человек, центры активности организованы на основе вариативности, многофункциональности содержания и видов деятельности по направлениям.
Хочу подчеркнуть, что при построении развивающей среды в младшей группе мы стремились учесть то, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для развития анализаторов. Создавая предметно-пространственную среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности и зонирования.
Приоритетное направление - художественно — эстетическое развитие.
В Центре изобразительной деятельности для развития детей подобраны пооперационные карты, отражающие последовательность элементарных действий по созданию какого-либо образа из пластилина, бумаги, других материалов. Тут же расположены книжки-раскраски. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации, дидактические игры и т. п.
Детские работы крепятся не только на сетке стенде, но иногда подвешиваются с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы. Это дает детям обсудить результат своей продуктивной деятельности, а так же предполагает формирование уверенности в себе и своих возможностях.
Тут же коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, экспериментирования и исследования под присмотром педагога.
Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.
Для художественного восприятия цвета, композиции, для «эстетического наслаждения», как отмечала Е. А. Флёрина, мы расположили на уровне глаз детей экспозицию иллюстраций Юрия Алексеевича Васнецова к знакомым народным потешкам и сказкам.
Центр художественной литературы, - «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данной группы, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, его литературные произведения, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент.
Он пополнен книжками-малышками, которые сделаны руками родителей, что активизировал интерес к художественной литературе и детализированному просмотру иллюстраций.
«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, можно перемещаться в любое место группы и организовывать деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально, где в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов.
Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют простые схемы и модели построек в соответствии с возрастом. Дети младшего дошкольного возраста с любопытством исследователей осваивают конструирование из строительного материала.
Они овладевают обобщёнными способами анализа, как изображений, так и построек; уже определяют форму деталей на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. Свободные постройки обретают образы и формы, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
«Музыкально — театрализованный» Центр — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети используют самостоятельно, отбирая его по усмотрению в уголке ряженья.
Фото 5
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к совместной деятельности с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки», который помогает моим воспитанникам переносить полученный опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.
Имеется место для разыгрывания сюжетов в режиссерской игре, набор игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, бросовый материал и инструменты.
Направление: Речевое развитие. В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение по лексической теме, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Здесь дети выполняют знакомые упражнения перед зеркалом, произнося звуки, имитируют звуки животных и птиц, реагируют на рисунки, что активизирует проговаривание коротких стихов с заданным звуком. С завидным удовольствием выполняют дыхательную гимнастику и другое, что положительно влияет на развитие артикуляционного аппарата и речи в целом.
Направление: Познавательное развитие. Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный и меняющийся наглядно-дидактический материал по лексической теме недели дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях и взаимодействии всех объектов.
Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В весенний период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Оформляются постепенно макеты (пустыня, северный полюс, тропики, и ландшафтный макет). Все составляющие макета предполагается оформить мобильно, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют макет содержанием растительных элементов и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна, расширению представлений о мире, умению организовывать свой неповторимый мир.
Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, весы, гирьки, и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведем дневники наблюдений, в которых фиксирую сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.
Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные паззлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдается способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия:
- сравнение,
- логические операции классификации,
- сериацию,
- узнавание по описанию,
- воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме,
- модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование.
Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить развивающий характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.
При использовании детьми материала центра наблюдается прогрессивное целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
Организуя и знакомя со способами действия с предоставленным материалом, я добиваюсь того, чтобы у детей повысилась потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Приобщаю к повседневному активному использованию в данном центре разнообразного занимательного материала по интересам.
Направление: Социально-личностное развитие. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую и театрализованную деятельности.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы младших дошкольников еще не разнообразны, но все же вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр.
Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Различные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, плащ-накидки и т. п.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты:
- бытовые (магазин, больница, парикмахерская, семья);
- трудовые (строительство дома, доктор, школа);
- общественные (праздники, путешествия);
- содержание любимых литературных сказок.
Направление: Физическое развитие.
[/b]Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит традиционное физкультурное оборудование. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития в данном центре поместили игры и пособия по приобщению дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у моих детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.
Мы предоставляем дошкольнику значительную свободу и самостоятельность. Это позволяет определять и проявлять отношение к среде, воспринимать ее по-своему, подражать, комбинировать, создавать. Характерным для модели группы является и «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную деятельность или из эмоционально-рефлексивной обстановки в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений, событий.
В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, продуманы способы разминки (кольцебросы, кегли, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания). Стараюсь поддерживать попытки ребенка в правильной организации собственной деятельности, обучаю элементам разминки и релаксации с помощью специальных атрибутов.
В оформлении учебного пространства успешно использую нетрадиционную компоновку столов, что позволяет проводить НОД в режиме «динамических поз»; зрительно-телесные тренажеры, сенсорные полотна. Задействуем все плоскости.
В полное распоряжение детей отдаем буквально все пространство, все помещения. Радует результат труда, ведь дети живут средой, среда оживляется и преобразуется ребенком.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Заметила, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются совместное творчество, талант и фантазия.