Елена Абрамова
Праздник «Шежере байрамы — Праздник родословной» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь ребенку узнать, что такое родословная, семейные традиции; сформировать положительное отношение к понятию "родственные связи".
Задачи:
1. Учить детей бережно относиться к традициям своего народа;
2. Заинтересовать и привлечь внимание родителей, детей, к активному участию в празднике родословной- шежере байрамы;
3. Развивать гражданские чувства, воспитывать гражданственность и патриотизм;
4. Привлечь внимание детей к истории своего рода, развивать их познавательную активность;
Публикация «Праздник „Шежере байрамы — Праздник родословной“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
5. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, предкам.
Предварительная работа: составление родителями совместно с детьми родословного древа; беседа с детьми на тему: «Что такое родословное семьи»; составление с детьми фотоальбома: «Моя семья», «Наши традиции», «Наши праздники»; рисование на тему «Моя семья»; разучивание песен «Родина» муз. Ф. Гершовой, сл. М. Хая, «Друзья» муз. Р. Бикбовой, сл. К. Даяна, башкирских народных игр «Курай», «Загони козлят домой», башкирских танцев «Парный танец с платками», «Выделывание ковра» А. Зиннуровой, Танец с пиалами, Хоровод «Дружба», Танец – упражнение «Лошадки»
Материал и оборудование:
Оформление центральной стены: Родословное древо, родословные древа, составленные и оформленные каждой семьей, юрта, платки, лошадки, курай, пиалы, воздушные шары для оформления зала.
Ход праздника
Под лирическую мелодию входят дети, встают полукругом и исполняют
песню «Родина» муз. Ф. Гершовой, сл. М. Хая.
Затем рассаживаются на стульчики.
Ведущий: Кем был твой прадед, кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало бы дружный смех?
И как они женились?
Какие испытанья им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошёл
В башкирском том полку?
И если всё узнаешь ты,
Изучишь древний род,
Полюбишь Родину свою,
Полюбишь свой народ! (Риф Мифтахов)
В грамзаписи тихим фоном звучит мелодия курая.
Входит Дедушка Хамит и начинает «сажать» дерево, к нему подходит ребёнок
Ребё нок: Здравствуй, дедушка Хамит, тебе помочь?
Дедушка Хамит: Помоги, внучок, помоги.
Ребё нок: Дедушка, какое дерево у тебя интересное, необычное.
Дедушка Хамит: Это же моё шежере.
Ребё нок: А что это такое?
Дедушка Хамит: Это дерево - моё Шежере, моя родословная. Я старый, память у меня с годами всё хуже, и чтобы мои внуки и правнуки меня не забывали, я и сажаю это необычное дерево. Раньше люди очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников, и долго держали в памяти, а некоторые записывали. И вот такая запись и называется родословная - шежере. А вы, ребята, знаете своё шежере?
Дети: Да!
Выходит ребёнок
Ребё нок: Меня зовут Ислам, и я хочу вас познакомить с моим шежере.
Присаживается рядом с дедушкой, и включают видеозапись с заранее снятым видеофильмов о своей семье. По окончанию фильма гордо произносит:
У нас большая семья
Мы очень заняты всегда.
В гости вас к себе зовём
И мы станцуем и споём.
Затем просматривают ещё одну видеозапись, теперь уже о русской семье.
Я люблю свою семью
Маму, папу и родню
Никогда не унываем
Громко песни распеваем.
Ведущий: Дедушка Хамит, а другие ребята тоже приготовили своё шежере.
покажите их ребята!
(Дети показывают каждый своё шежере, оформленное в виде небольшого дерева, заранее оформленного вместе с родителями. Затем предлагается оформить большое дерево, расположенное возле центральной стены своими маленькими листочками с деревцами).
Дедушка Хамит (восхищённо) : Да, ребята, чем больше у вас братишек и сестрёнок, тем больше его дерево, его крона.
Ведущий: Спасибо тебе дедушка Хамит за добрые слова.
Дедушка Хамит: Засиделся я хозяйство мне надо смотреть, оно у меня большое. А где же моя внучка – красавица Айгуль?
(зовёт внучку)
Приплясывая входит в зал Айгуль, дедушка Хамит уходит.
Айгуль: Слышала я, что у вас здесь Шежере байраме, а на праздник приходят с подарками, вот и я принесла вам сундучок, но он необычный, в нём загадки – задания. Вижу я у вас соцветие курая, но оно у вас грустное, не весёлое.
Давайте будем его украшать, отгадывая мои загадки. И если справитесь с
моими заданиями, оживёт курай, запоёт курай.
(достаёт задание из сундучка «Расскажи пословицу». Дети рассказывают пословицы).
Дети: 1. Дом отца – соломенный, да дворцом кажется.
2. Возле солнца - тепло, возле матери – благостно.
3. Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир
тянется.
4. Шестерых братьев, что объединятся, даже волки боятся.
5. Родич без родича не проживёт.
6. Глядя на старшего брата, младший силу обретая, глядя на старшую сестру,младшая подрастаёт.
7. Отец для ребёнка – колчан золотой, мама – золотые крылья.
Ведущий: Дорогие родители объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы.
(родители объясняют смысл нескольких пословиц)
Айгуль: Молодцы, вот вам за это цветок – украшение.
Айгуль: Что–то пляска не видна?
Ведущий: Нет, не правда, вот она!
Исполняется «Парный танец с платками».
За исполнение танца Айгуль вручает детям ещё один цветок – украшение.
Айгуль обращает внимание на козлёнка возле юрты.
Айгуль: Какой хорошенький козлёнок, да это же от дедушкиного стада отбился потеряется ведь теперь, вот беда-то.
Ведущий: Да мы поможем загнать козлят.
Игра «Загони козлят домой»
Айгуль: Ой, спасибо за то, что вы сделали доброе дело. Вот вам ещё одно
украшение.
(Ребёнок приклеивает цветок – украшение к соцветию).
Айгуль: У меня и для гостей есть задание, я знаю, что все на свете любят танцевать, а мой танец – необычный.
Танец «Выделывание ковра» А. Зиннуровой.
Айгуль: Молодцы, гости, не подвели. Вот вам за это украшение.
(Даёт одному из родителей, а тот прикрепляет цветок к соцветию).
Ведущий: Да, действительно, и дети, и родители, и мы с вами вся одна большая семья, дружная семья.
Песня «Друзья» муз. Р. Бикбовой, сл. К. Даяна
Айгуль: Ну, дружок, держи украшение. Украшай соцветие.
Ведущий: Из поколения в поколение мужчины были защитниками Родины, опорой семьи.
(вбегает батыр с плёткой, приплясывает)
Бытыр: Есть у вас смелый джигит?
Ребё нок: Есть!
Мне не надо, мне не надо
Ни подарка, ни награды
Мне бы только стать джигитом
Настоящим, знаменитым.
Батыр: Эй, джигиты, запрягайте своих лошадей.
Танец – упражнение «Лошадки»
Айгуль: Хороши ваши джигиты!
(Айгуль даёт цветок – украшение ребёнку, тот прикрепляет его к соцветию).
Ведущий: Да и девочки – красавицы наши тоже хороши! Женщина издавна
считалась хранительницей домашнего очага. У хорошей хозяйки всё в
руках ладится, и гостеприимна она, и доброжелательна к гостям.
Танец с пиалами.
(Айгуль отдаёт цветок- украшение девочки, та – прикрепляет его).
Ведущий обращает внимание детей на соцветие курая.
Ведущий: Посмотрите, ребята, наш цветок курая расцвёл, стал нарядным.
Ребё нок: Когда я слушаю курай
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу,
И только дуну в тонкий срез,
Как зашумит уральский лес.
И зажурчит наверняка
В нём мелодичная река.
Держу курай…
В родном краю я песни звонкие пою. (А. Игебаев)
(слышится звучание курая, играя, народную башкирскую мелодию входит кураист)
Ведущий: Спасибо тобе, кураист, за твою игру на курае и в благодарность мы с ребятами хотим поиграть с тобой в игру.
Игра «Курай»
Ребё нок: Большое создаётся малым
Из жёлудя поднялся дуб
С бревна начался крепкий сруб,
Был родничок реки начало
С одной сосны начался бор
С кирпичика пошёл дворец
С ворсистой ниточки ковёр
Вот так придумал наш творец.
Дома встают один к другому –
Вот улица
Из улиц вырастают города
И это всё – Башкирия – любимая моя
Ведущий: Ну-ка шире, шире круг,
Выходи смелее друг.
Веселей в ладоши хлопай
Не жалей сегодня рук.
Хоровод «Дружба»
Ведущий: Дорогие ребята! Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. И мы с вами, если будем знать свою родословную, то нам не будут не страшны никакие невзгоды.