Асия Ракимбаевна Беркумбаева
Правовой статус воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Место и значение дошкольного образования в системе образования Российской Федерации
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (см Закон РФ «Об образовании»).
Публикация «Правовой статус воспитателя ДОУ» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:
-возможность посещения образовательного учреждения;
-создание условий для образовательной деятельности;
-содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности, равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами;
-отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.
Система дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития.
В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. Возможно, для некоторой, небольшой части населения России идея ваучеризации образования приемлема. Но аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.
Задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
охрана жизни и здоровья детей;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Правовой статус работников учреждений дошкольного образования
Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Правовой статус педагогического работника–это совокупность прав и свобод (в том числе академических, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Права работников образовательных учреждений дошкольного образования. Социальные гарантии для работников образования
Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.
Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право:
на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом;
на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.
Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:
заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также комнсационные выплаты (доплаты и надбавки комнсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда;
структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения;
штатное расписание и должностные обязанности работников.
Сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, такие как право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Сохранены льготы и для сельских педработников. Педработники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
За субъектами Российской Федерации законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, привлекаемых к педагогической деятельности (молодым специалистам).
Должностные обязанности работников образовательных учреждений дошкольного образования.
Воспитатель:
1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми.
2. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе.
3. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения.
4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей.
5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
7. Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей.
8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом.
9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
11. Заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни.
12. Проходит медицинскийосмотр строго по графику.
13. Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
14. Своевременно и четко ведет документацию воспитателя.
15. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
16. На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.
17. Участвует в педсоветах учреждения.
18. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
19. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группе.
20. При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
21. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.
22. Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.
Основные требования, предъявляемые к воспитателю
Воспитатель должен знать:
-основы педагогических знаний,
-основы психологии и педагогики детей дошкольного возраста,
-основы менеджмента дошкольных учреждений,
-методики развития речи и математических способностей детей дошкольного возраста,
-методики физического развития детей дошкольного возраста,
-методику музыкального образования детей дошкольного возраста,
-основы и методики логопедии и коррекционной педагогики.
Воспитатель должен уметь:
-заботиться о состоянии здоровья детей,
-осуществлять выполнение ими всех режимных мероприятий,
-вырабатывать у детей культурно-гигиенические привычки,
-осуществлять развитие речи и математических способностей детей,
-физическое развитие детей,
-музыкальное образование детей,
-логопедические и коррекционные мероприятия.
Ответственность работников образовательных учреждений дошкольного образования
Исполняя свои должностные обязанности, работники должны помнить об ответственности перед работодателем, установленной законодательством. Такая ответственность может быть дисциплинарной (за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей) и материальной (за причинение имущественного ущерба работодателю).
Кроме того, законодательство устанавливает уголовную ответственность работников образовательного учреждения за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с несовершеннолетним, а также за другие нарушения прав личности воспитанников и иных граждан. Гражданским законодательством устанавливается ответственность граждан и юридических лиц по возмещению вреда имуществу воспитанников и иных лиц, а также морального вреда, причиненного действиями, порочащими честь и достоинство личности.