Мария Шерстюк
Правовое воспитание детей дошкольного возраста
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шерстюк М. В. ,
МДОУ «Детский сад №148 о. в.» г. Магнитогорска
Аннотация: в статье дается анализ проблемы правового воспитания дошкольников, предлагаются практические аспекты работы с воспитанниками дошкольного возраста по развитию у них правовой культуры в условиях проектной деятельности.
Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, когнитивный, эмоциональный и действенный компоненты.
Публикация «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества и с соблюдения прав ребенка – это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями и правовыми нормами. Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией; представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности [39, с. 212]. Воспитание в узком смысле – это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который может благоприятно реализоваться в условиях дошкольного образовательного учреждения. Правовая культура предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Вопросы правового воспитания ребенка рассматриваются в современных нормативно-правовых документах в сфере образования: Конституции РФ, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и др. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописана важнейшая цель реализации образовательной программы дошкольного образования: позитивная социализация и индивидуализация ребенка-дошкольника.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной среды для жизни детей, в обществе сохраняют свою остроту и далеки от благоприятного решения. Необходимо помнить, что все начинается с детства, именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности. Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями ученых В. А. Сухомлинского, Т. А. Репиной, В. В. Абраменковой и др. доказана сензитивность периода дошкольного детства для развития благоприятных взаимоотношений детей с окружающим миром.
По мнению М. Н. Микляевой, основы правового сознания дошкольника представляют собой совокупность устойчивых правовых знаний и правовых убеждений, выражающихся в правильном правовом поведении и нравственно-правовых чувствах подрастающего поколения по отношению к окружающему миру.
Учеными определены педагогические условия для правового воспитания ребёнка. С. А. Козлова подчеркивает важность в процессе правового воспитания детей взаимосвязи развития у них представлений о себе, своих правах и обязанностей, формирования оценочного отношения к социальным явлениям, фактам, событиям и важности применения полученных знаний в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника. С. В. Федотова считает, что эффективными методами и приёмами правового воспитания являются постановка ребенка в позицию другого ребенка; погружение его в конкретную познавательную проблему; использование игрового персонажа.
Таким образом, и актуальность правового воспитания подчеркивается и нормативными документами, и педагогическими исследованиями, и тенденциями развития общества. Поэтому в целях благоприятного социально-коммуникативного развития детей во всех дошкольных образовательных учреждениях считаем необходимым реализовывать проекты, посвященные правам ребенка. На наш взгляд, именно проектная деятельность, обеспечивает синтез когнитивного, эмоционального и действенного компонента в реализации образовательного содержания, наиболее эффективно способствует решению поставленных задач.
Задачами правового воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта являются:
Содействовать развитию правовой культуры детей в единстве когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности.
Формировать у детей доступные системные знания о себе, своих правах и обязанностях, о родном крае: его истории и культуре.
Содействовать развитию эмоциональной сферы детей: разнообразных и позитивных чувств к своеобразию окружающего мира и культуры их выражения.
Воспитывать активную деятельную позицию к окружающему миру.
Повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
Эффективными условиями реализации проектов по правовому воспитанию дошкольников в нашем ДОУ являются: разработка комплексно-тематического планирования образовательного процесса по темам о правах ребенка, оснащение развивающей предметно-пространственной среды, в том числе подбор дидактического, иллюстративного материала, определение эффективных образовательных ситуаций для развития правовой культуры воспитанников в совместной деятельности со взрослыми (педагогами, родителями).
Проектная деятельность реализуется в три этапа. На первом подготовительном этапе, с целью изучения отношения семей к данной проблеме, предлагаем разработать анкету для родителей, позволяющую определить уровень родительского понимания вопроса важности правового воспитания детей. Провести анализ проведенного анкетирования, чтобы с точностью определить знания родителей о правах ребенка. Определить план мероприятий по правому воспитанию детей и родителей. Разместить в родительском уголке подборку нормативно-правовых документов, познавательной литературы, которые позволили бы повысить информационную грамотность в вопросах правового воспитания детей.
На втором – содержательном этапе проекта необходимо реализовать систему образовательных ситуаций по решению поставленных задач. Интерес воспитанников к проблеме, подведение к самостоятельному формулированию темы проекта обеспечил игровой прием: появление волшебного сундучка «правоспасателей». Появляющиеся в сундучке иллюстрации сказок, видеосюжеты, сказочные персонажи, эмблемы и др., в ходе проблемных ситуаций, помогают детям найти правильное решение, соответствующее нормам и ценностям взаимоотношений в мире.
Предлагаем использовать игры с правилами, соответствующие специфике детей старшего возраста. В совместной деятельности педагога с воспитанниками организовать игру «Обязанность – это то, что подлежит исполнению», включающая схемы обязательного поведения в детском саду, дома, в гостях, в транспорте и др.
Особая роль придается сюжетно-ролевым и театрализованным играм. В ходе игровой деятельности актуализировались положительные взаимоотношения детей, подчеркиваем положительные морально- нравственные качества сказочных и реальных героев. Совместное обсуждение с воспитанниками каждой образовательной ситуации способствует не только закреплению представлений дошкольников о своих правах и обязанностях, но и обеспечивает соотнесение детьми усвоенных норм с собственным опытом взаимодействия с людьми.
На третьем заключительном этапе предоставляем результаты проекта.
Анализируя результаты проекта, мы смогли отметить наличие у воспитанников системных представлений о своих правах и обязанностях, понимание детьми важности организации взаимоотношений с окружающими людьми, в соответствии с нормами общения и поведения, проявление важных нравственных качеств: доброжелательности, уважения, любования, восхищения и др. в повседневной жизни. Отмечается повышенный уровень компетентности родителей в вопросах правовой грамотности.
Таким образом можем сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством правового воспитания старших дошкольников. Она позволяет организовать в условиях дошкольного образовательного учреждения интересную системную совместную деятельность детей, педагогов и родителей в единстве когнитивного, эмоционального и действенного компонентов.
Литература:
1. Дремова В. В. Права ребёнка: нормативные правовые документы. М: Издательство «ТЦ Сфера», 2005. 96 с.
2. Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е. Я – ребенок, и я имею право. М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
3. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. Ребенок в детском саду. 2008. №3. 44-45 с.
4. Козлова С. А. Мы имеем право. Учебное методическое пособие. М: Издательство «Обруч», 2010. 208 с.
5. Мячина Л. К. Маленьким детям – большие права. Учебное методическое пособие. СПб: Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
6. Плясова С. Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. 2010. №5. 22-26 с.
7. Порхунова В. В. Правовой статус ребёнка в образовательном учреждении Н. Новгород, 2005, 128 с.
8. Претуляк Л. Б. Детская правовая школа – Росток. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №6 2013. 52- 59 с.
9. Харитончик Т. А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. 228 с.
10. Шорыгина Е. А. Беседы о правах ребёнка. М: Издательство «ТЦ Сфера». 2008. 144 с.