Гальцева Виктория
Правила организации доверия во взаимодействии педагога-психолога с ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы
Правила организации доверия во взаимодействии педагога – психолога с ребёнком
• Видеть индивидуальность ребенка, принимать его таким, какой он есть.
• Налаживать общение с ребенком на уровне, адекватном его возрастным и личностным особенностям.
• Давать рекомендации ребенку в корректной и доступной для него форме, причем рекомендации должны быть выполнимы.
Публикация «Правила организации доверия во взаимодействии педагога-психолога с ребёнком» размещена в разделах
• Проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком до 14 лет с согласия родителей, кроме случаев обращения самого ребенка или при угрозе его здоровью (физическому и/или психическому).
• Производить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т. д., с согласия самого ребенка, начиная с 10-летнего возраста. При этом доводятся до сведения не результаты диагностики отдельного ребенка, а выводы и рекомендации.
• Учить ребенка принимать свои индивидуальные особенности, использовать их для достижения собственных целей.
• Общие правила
• Проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к участнику УВП; уметь располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать.
• Строить свою работу на взаимном доверии и уважении личности участника УВП, независимо от его возраста, социального статуса и др.
• Проявлять веру в успех, в способность взрослого или ребенка справиться с ситуацией, проблемой, поддерживать веру в его собственные силы.
• Относиться к любой проблеме взрослого или ребенка как к объективно существующей.
• Уметь ориентироваться в сложившейся ситуации, быть беспристрастным в анализе событий.
• Быть корректным в процессе получения информации, осторожно ее использовать, соблюдать принцип конфиденциальности.
• Быть ответственным за выполнении взятых на себя обязательств.
• Формировать адекватное представление о работе практического психолога, областях его деятельности и компетентности.
Принципы работы детского психолога:
1. Не навреди.
2. Не оценивай.
3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
5. Признавай право за ребёнком и родителями на любые чувства.
6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.
Этические установки педагога-психолога
Цель этических установок педагога – психолога :
• Оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
• Содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
Задачи, формирующие этические установки педагога-психолога :
• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
Основными этическими установками педагога-психолога являются : применение только психологических методов помощи, ориентация на интересы и гармоничное психологическое развитие ребенка, сохранение конфиденциальности информации, а также постоянное повышение квалификации с целью оказания более продуктивной помощи в дальнейшем.
Деонтология педагога – психолога
Педагогическая деонтология – наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом.
Функции педагогической деонтологии :
Педагогическая деонтология, как и любая наука, выполняет определенные функции:
-научно-теоретическую, изучающую сущность профессионального долга педагога, его деонтологической готовности, воспитания деонтологических качеств и др. ;
-аксиологическую функцию, предполагающую изучение и формирование ценностных ориентаций педагогов как устойчивых норм морального сознания и поведения
-конструктивно-техническую, обеспечивающую разработку механизма реализации выполнения профессионального долга педагогами, создания благоприятного морально-психологического климата в ходе взаимодействия учителя со всеми участниками педагогического процесса, методов и форм работы по содействию гармоничному развитию воспитанника, не нанося вреда его физическому и психическому здоровью;
-прогностическую, изучающую перспективы развития педагогической деонтологии, ее отдельных направлений (деонтологическая готовность педагога к работе с детьми девиантного поведения, деонтологическая готовность педагога к формированию активной личностной позиции у учащихся общеобразовательных школ и т. д., появление и развитие новых (деонтологическая готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения, теория воспитания как отрасль педагогической деонтологии и т. д.).
Принципы педагогической деонтологии :
1. Принцип содействия гармоничному развитию воспитанника в соответствии с его природой, предполагающий постоянное повышение педагогом уровня своей квалификации, изучение им психологии каждого ученика с целью стимулирования у ребенка интереса к учению, активизации его познавательной деятельности, реализацию идей развивающего обучения.
2. Принцип справедливости, согласно которому педагог должен оценивать себя и всех участников учебно-воспитательного процесса по реальным заслугам и пропорционально затраченным усилиям.
3. Принцип благотворного влияния на ученика, без нанесения вреда его физическому и психическому здоровью. Данный принцип предполагает уважительное отношение педагога к каждому конкретному ученику, коллеге с учетом его индивидуальных особенностей, умение поставить себя на место партнера по общению и посмотреть на ситуацию с его позиции, а также умение найти преграду психосоматическим заболеваниям своих воспитанников, содействовать сохранению, закаливанию, укреплению здоровья, усвоение и внедрение в практику валеологической грамотности, приведение личностных качеств в соответствие с деонтологическими требованиями.