Пономарева Олеся Владимировна
Мастер-класс «Вредные привычки детей»
▼ Скачать + Заказать документы
слайд 1
Нашу встречу я хочу начать со слов хорошо известного вам стихотворения Владимира Маяковского:
Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?
Чтобы определить тему практикума, я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Хорошо и плохо».
2 слайд
Я буду предлагать вам некоторые высказывания, а вы, если с ними согласны – поднимаете большой палец вверх («Да», если не согласны - большой палец вниз («У – у»).
1. Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер. (У – у)
2. Мою грязную посуду, пол помыть я не забуду. (Да)
Публикация «Мастер-класс „Вредные привычки детей“» размещена в разделах
3. Чисто с мылом я умоюсь, у меня опрятный вид. (Да)
4. Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю. (У – у)
5. Нет приятнее занятия,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри. (У – у)
6. Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я всё и без разбора, потому что я … ОБЖОРА. (У – у)
Итак, кто же догадался, о чём мы с вами будем сегодня говорить? А как одним словом это назвать? (О привычках)
3 слайд
У каждого человека есть привычки, то есть то, что мы совершаем, не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка чистить зубы, или заправлять свою постель, или убирать за собой игрушки. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое – либо действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнёт его выполнять, не задумываясь, автоматически.
Как правило, у человека бывает много различных привычек. Они приносят ему либо пользу, либо вред. В зависимости от этого все привычки можно разделить на две группы. Какие? (полезные, вредные) Вредные привычки у ребенка – это проблема, с которой приходится сталкиваться практически всем родителям. Детям очень трудно контролировать свои действия. Поэтому взрослые должны им помогать правильно координировать намерения и поступки.
Для начала стоит разобраться, какие вредные привычки у ребенка могут возникнуть. Условно их подразделяют на две категории. Это патологические и непатологические привычки.
4 слайд
К первой группе относятся те ритуалы, которые вырабатываются из-за нехватки родительской ласки, внимания или же очень строгого воспитания и жестокого наказания. К патологическим привычкам относятся следующие действия:
Сосание пальцев, собственной одежды, постельного белья и прочего.
Обкусывание ногтей, кутикулы, щек или губ. Ковыряние в пупке. Качание головой.
Накручивание или даже выдергивание волос.
Манипуляции с интимными частями тела (детский онанизм).
5 слайд
Непатологические вредные привычки возникают из-за ненадлежащего воспитания. То есть, родители не прививают культурно-гигиенические навыки или же собственным примером демонстрируют нежелательное поведение.
К непатологическим вредным привычкам у ребенка можно отнести следующие:
Чавканье.
Ковыряние в носу.
Шарканье ногами.
Сутулость.
Чрезмерная жестикуляция.
Очень громкая речь.
Перебивание других во время разговора.
Нецензурная речь.
Чтение при посещении туалета или во время приема пищи
6 слайд Причины возникновения дурных привычек
Нужно понимать, что вредные и полезные привычки у детей формируются окружающими людьми, в первую очередь родителями. Как они поступают, так и малыши будут себя вести. Дурные привычки чаще всего развиваются у детей в тех семьях, в которых наблюдается неблагополучная обстановка. Взрослые не занимаются ребенком или уделяют ему мало времени, поэтому он может приобрести неприятные склонности. Также невротическое поведение может возникнуть у малыша из благополучной семьи. В таком случае причиной дурных привычек чаще всего становятся не доверительные отношения с родителями. Ребенок не делится своими проблемами и не обсуждает волнующие его темы. Такая холодная эмоциональная атмосфера вынуждает утешаться вредными привычками. Кроме того, их развитию способствуют постоянные конфликты в семье, которые ребенок вынужден наблюдать. Малыши острее взрослых реагируют на негативные эмоции. Поэтому у них из-за регулярных скандалов легко возникает невроз, который может проявляться в виде дурной привычки.
7 слайд Профилактика вредных привычек у детей
Проще всего изначально предотвратить беду, чем в дальнейшем искать пути ее решения. С появлением ребенка в семье специалисты рекомендуют придерживаться следующей линии поведения:
Любовь к малышу. Некоторые родители стараются воспитывать свое потомство в строгости. В целом это правильное решение, но важно не перегнуть палку. Ведь дурные привычки чаще возникают у тех детей, которые закомплексованы или запуганы агрессивным поведением взрослых.
Грудное кормление. У детей, которые долгое время получают материнское молоко, как правило, не возникает патологических вредных привычек. Это доказывают специалисты и многочисленные исследования. Такие дети будут интуитивно искать материнскую грудь и не воспринимать соски, от которых бывает очень сложно отучить.
Отказ от соски. Это нужно делать очень корректно, при помощи ласки. Даже у трехлетнего малыша нельзя насильно отбирать соску. В противном случае ребенок самостоятельно найдет ей замену. Он может начать грызть ногти, сосать палец или теребить волосы вплоть до подросткового возраста.
Обучение нормам этикета. Этот пункт в профилактике вредных привычек у детей также является немаловажным. Даже до самых маленьких необходимо доносить, как можно и как нельзя вести себя в обществе. Некоторые родители это делают в игровой форме. Например, можно предложить малышу поиграть с воображаемым другом, который знает, как правильно себя вести. Однако здесь важно не переусердствовать, чтобы ребенок не взял в привычку постоянно лгать.
Избегание стрессовых ситуаций. Психологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что после сильного душевного потрясения у многих детей появляются патологические привычки. Это может быть чрезмерно активная жестикуляция, раскачивание головой, накручивание волос на палец. Чтобы такого не допустить, родителям и другим взрослым необходимо следить за своим поведением и не выяснять отношения в присутствии детей.
Личный пример. Глупо ругать ребенка за то, что делают сами же родители. Если они курят или употребляют алкоголь, то и у их детей со временем появится такая привычка. Только личный пример покажет, как правильно себя вести, и будет более эффективным, чем лицемерные нотации. Поэтому родители в первую очередь должны следить за собой: не чавкать за столом, не сутулиться, не шаркать ногами, культурно выражаться и так далее.
8 слайд Способы борьбы с детскими дурными привычками
Психологи отмечают, что у детей еще можно исправить любое негативное поведение. Существует несколько общих способов, как отучить ребенка от вредных привычек. Ими можно воспользоваться в том случае, когда неизвестна причина негативного поведения.
Справедливое наказание. Ни в коем случае нельзя игнорировать пагубные пристрастия своего ребенка. Но наказание не должно быть жестоким, иначе это только усугубит проблемную ситуацию. Полная нагрузка. Как говорят в народе, дурная голова не дает покоя ногам. Это мудрое высказывание можно применить к некоторым детским вредным привычкам. Чтобы на них не оставалось времени, нужно по максимуму занять свободное время.
Расслабляющий массаж. Этот способ поможет устранить такие проблемы, как сосание пальца, разговоры во сне, сомнамбулизм и прочее. Специалисты сначала рекомендуют принять ребенку расслабляющую теплую ванну с лавандой или ромашкой. После нее нужно размять плечи и мышцы спины. Это лучше делать взрослому. Движения должны быть несильными, чтобы не травмировать детский организм.
Позитивная ассоциация. Бороться с вредными привычками у ребенка помогает не только личный пример родителей. У многих детей есть хотя бы один любимый анимационный персонаж, артист, герой из компьютерных игр. Тогда следует донести до ребенка, что его кумир не одобряет вредные привычки, имеющиеся у его фанатов.
Забавный пример. Психологи рекомендуют знакомить своих детей с поучительными историями из «Вредных советов» Григория Остера. Веселые и саркастичные стихотворения лучше читать вместе с ребенком и параллельно объяснять ему культурные и моральные нормы поведения, принятые в обществе.
Поощрение. Детей необходимо вознаграждать каждый раз, когда они хоть немного преодолевают свои слабости. Например, после такой маленькой победы можно предложить пойти в кафе или на любимый кинофильм. Но ни в коем случае нельзя давать деньги, поскольку за ребенком может закрепиться потребительское поведение.
Единство в воспитании. Чтобы избежать возникновения у ребенка двойных стандартов, родители должны требовать от чада одного и того же. Чаще всего возникают асоциальные вредные привычки у детей и подростков, которые умело манипулируют взрослыми. Поэтому проказника должны отчитывать и мама, и папа, чтобы он осознал неправильность своего поступка.
Консультация у психолога. Она может стать как дополнением, так и основным способом решения проблемы. Если случай серьезный, то лучше сразу же обратиться к специалисту. Хороший психолог сможет грамотно выстроить работу и помочь избавиться от дурной привычки, не травмируя психику ребенка. Также специалисты выделяют частные рекомендации, которые нужно применять в той или иной конкретной ситуации.
9 слайд Помните:
привычки и модели поведения, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребёнка – оказывают влияние на человека на протяжении всей жизни, и большинство из нас, как бы хорошо мы ни жили, могли бы быть более активными физически, и питание наше могло бы быть поздоровее. Даже незначительные изменения в нашем сегодняшнем образе жизни могут иметь колоссальное значение для будущего наших детей.
Опросник
А теперь давайте проверим на сколько вы поддерживаете здоровый образ жизни
Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно помнить о стрессах. Они подстерегают нас на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем - это уже стресс. Работа – стресс. Дорога – стресс. С кем –то поругался стресс. С близкими поссорился стресс. Надо учиться избегать нервных стрессов.
Попробуйте определить свое физическое состояние. Внимательно прочитайте вопросы опросника. Подумайте над каждым утверждением. Если ваше ощущение совпадает с его содержанием, поставьте ответ «да», в противном случае – «нет».
Опросник
Я чувствую себя здоровым человеком.
В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым раньше я относился (ась) спокойно.
Я стал (а) вялым (ой) и безразличным (ой).
Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.
В последнее время мне стало труднее работать.
У меня ровный и спокойный характер.
Меня мучают боли в висках и во лбу.
У меня бывают приступы сердцебиения.
Мне трудно сосредоточиться на задании.
У меня иногда возникает ощущение тошноты.
У меня часто болит голова.
Моя работа и увлечения мне перестали нравиться.
Я постоянно хочу спать днем.
Мои близкие замечают, что у меня портится характер.
Мне нравится работать в коллективе.
Я с удовольствием прихожу на работу.
У меня чаще всего беспокойный сон.
Я все время чувствую себя усталым (ой).
Подсчитай баллы.
За ответ «да» 1 балл, за ответ «нет» 0 баллов
- Если получилось более 6 баллов, это свидетельствует о наличии начальной формы хроническогоутомления. Тому, кто набрал более 6 баллов, стоит подумать о более рациональном режиме дня, о снижении нагрузок, о нормализации отношений с окружающими. Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы: настроение портится и это самым пагубным образом сказывается на здоровье. Что тут можно посоветовать? Главное, не зацикливайтесь на своих неприятностях. Наше настроение, считают психологи, в определенной степени зависит от часа пробуждения. Оказывается, хандра, уныние, подавленность, апатия боятся, как нечистая сила утреннего света. Так что ложитесь пораньше, вставайте на рассвете, и хорошее настроение легче будет сохранить до вечера, а оно, как известно и создает психологическое и душевное благополучие.
Игра: «Мое здоровье»
(взрослые встают в круг, посередине круга лежит написанное слово ЗДОРОВЬЕ).
Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.
- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
- я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
- я периодически провожу разгрузочные дни;
- у меня отсутствуют вредные привычки;
- соблюдаю режим дня;
- я правильно питаюсь;
-я эмоционально уравновешен;
-я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли вы здоровый образ жизни
игра «Мифы или правда, угадай»
Для ответов поднимают цветные фишки:
красные -нет, зеленые – да
Миф № 1: Фрукты и овощи в свежем виде более питательны, нежели измельченные и замороженные - ДА
Миф №2 От картофеля толстеют - НЕТ
Миф №3 Фруктовые соки низкокалорийные - НЕТ
Миф №4 Больше всего витамина С содержится в лимоне НЕТ.
Это распространенное мнение не соответствует истине.
Витамина С намного больше в черной смородине, клубнике, шиповнике. Замораживайте эти ягоды на зиму. Готовьте из них напитки и десерты для ребенка.
Миф №5 Отечественные фрукты полезнее, чем экзотические ДА.
Но не стоит отказываться от цитрусовых зимой и весной, когда выбор отечественных фруктов оставляет желать лучшего. Но если вы колеблетесь, какие яблоки лучше купить – импортные или местные, остановите свой выбор на последних. Фрукты, выращенные в России, сохраняют больше питательных веществ, к тому же их не обрабатывают химическими веществами для продления срока хранения во время длительной транспортировки.
Миф №6 Фрукты могут заменить сладости в рационе детей ДА.
Сладкий вкус фруктов по душе многим детям.
Миф №7 Мороженые овощи и фрукты так же полезны, как и свежие ДА.
Низкие температуры прекрасно сохраняют витамины и минеральные вещества.
18 слайд
Русский народ отразил свое отношение к здоровью в народных пословицах. В Русской пословице говорится: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял».
Сейчас предлагаю их вспомнить в игре «Продолжи пословицу»
Солнце, воздух и вода…. (помогают нам всегда)
Кто любит спорт…. (тот здоров и бодр).
И смекалка нужна….(и закалка важна.)
В здоровом теле (здоровый дух)
Смолоду закалишься, ….(на весь век сгодишься.)
Солнце, воздух и вода - ….(наши верные друзья).
Что посеешь, то и пожнёшь.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
17 слайд Составить поговорку (раздать листочки)
• Организуй досуг с разумной целью! Запомни - отдых - это не безделье!
• Не забывай в числе других продуктов побольше есть овощей и фруктов.
• Вини себя за вид болезненный и хмурый. Не занимаешься ты видно физкультурой!
• Безволие, неряшливость и лень - к заболеванью первая ступень!
• Хранить спокойствие старайся, по пустякам не раздражайся.
18 - 19 слайд
Профессор психотерапии Борис Зиновьевич Драпкин уже много лет лечит детей. Именно он создал уникальный метод, основанный на традициях отечественной психотерапии и педагогики, а также на опыте народной медицины. Метод основывается на глубинной психоэмоциональной общности мамы и малыша, использовании ресурсов материнской любви и огромных возможностях, возникающих во время общения родителей с ребенком.
Итак, базовая программа, полезная любому, в том числе и здоровому ребенку, состоит из 4 основных блоков тщательно подобранных фраз и выражений, которые вы должны выучить и каждый вечер говорить своему крохе, дождавшись, пока он заснет. Подойдите к малышу, убедитесь, что он спит, слегка притроньтесь к его ручке или головке и произносите (сначала мысленно, а затем вслух) фразу за фразой. Старайтесь делать это медленно, со всей силой своего материнского убеждения как бы посылая малышу "флюид любви".
Мамин голос становится как бы внутренним голосом ребенка. Если мама все время сердится, раздражается, твердит, что малыш не такой, как ей хотелось бы, растущему человечку задается программа неудач и болезней. И наоборот: если этот голос постоянно одобряет, поддерживает, дает установку на счастье, здоровье, то все психоэмоциональные процессы приходят в норму.
1-Й БЛОК
Витамин материнской любви.
С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка:
«Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим».
2-Й БЛОК
Установка на физическое здоровье.
При легких недомоганиях одна эта «мама-терапия» может излечить без всяких лекарств:
«Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный, редко и мало болеешь».
3-Й БЛОК
Установка на нервно-психическое здоровье, нормальное психическое развитие.
«Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный. Ты умный. У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь».
4-Й БЛОК — отражает народную мудрость.
Издревле мама брала больного ребенка, прижимала к себе и своей внутренней силой очищала его от недуга:
«Отдай мне свою болезнь!»
«Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности. (Далее мама называет конкретные проблемы ребенка.)
Я забираю и выбрасываю твой плохой сон (если ребенок плохо спит).
Я забираю и выбрасываю твои страшные сны.
Я забираю и выбрасываю твою плаксивость.
Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде.
(И заключительная фраза) Я тебя очень-очень сильно люблю».
Говорите эти слова вашим сладко спящим детишкам — и они обязательно вырастут здоровыми, умными и счастливыми.
20 слайд: Видео
В заключении предлагаю вам посмотреть видео.
21 слайд:
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстировать з о ж, то можно надеяться, что будующее поколение будут дольше здоровы и развиты, не только духовно и физически.
Желаю всем вам вести здоровый образ жизни. Кому понравилась наша встреча возьмите розовое сердце и приклейте его на плакат, кто остался равнодушным приклейте серое сердце.